Лекция«Конгресс мусульман Северного Кавказа в1998году»

Как один из ключевых аспектов исламского возрождения на Северном Кавказе следует рассматривать появление и распространение нетрадиционного для региона фундаменталистского, религиозно-политического движения в суннитском исламе, именуемое ваххабизмом, хотя более точно – сахафизм. Его идеология и практика активизируются в конце 80-х – начале 90-х годов в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Карачаево-Черкессии. 4 сентября 2025 года для сотрудников Росгвардии в Мемориальном комплексе Славы им. А. А. Кадырова была проведена лекция, темой которой стал Конгресс мусульман Северного Кавказа, который был направлен на противодействию радикальным течениям в Исламе. Организатором встречи выступила сотрудник научного отдела Несиркоева С.

Многовековое развитие ислама и исламской культуры на Северном Кавказе приобрело свои региональные особенности. Мусульмане Северного Кавказа являются суннитами, принадлежащими к двум мазхабам (религиозно-правовым школам) – шафиитскому и ханифитскому. Шафиитский мазхаб занесен из Сирии в ходе арабских завоеваний на Кавказе, а второй – из Турции. Другая особенность регионального ислама в том, что в Дагестане, Чечне и Ингушетии ислам много веков существует в форме суфизма, последователи которого опираются на Коран и Сунну, но при этом придерживаются культа святых, почитая и посещая места их захоронений.

 Малочисленные ваххабитские группы от «просветительской» деятельности переходят к политической активности, все чаще заявляя жесткие требования. В конечном итоге это чуждое для северокавказских народов религиозно-политическое течение в исламе способствует распространению в регионе агрессивного национализма и сепаратизма.

На митингах, часто проходивших на улицах городов Северного Кавказа, ваххабиты заявляли, что местный ислам не является чистым, он должен быть очищен от наслоений, считали грехом посещение могил умерших, особенно зияратов святых.

В эти годы происходят вооруженные столкновения между традиционалистами, силовыми структурами и религиозными нетрадиционалистами и в Махачкале, Кизил-Юрте, Буйнакске, Гудермесе, Грозном, Карачаевске. Эта ситуация приобретает свои особенности в Чечне, где ваххабиты нашли широкое поле действия в связи с сепаратистской деятельностью Д. Дудаева и А. Масхадова.

 25 июля 1998 года в г. Грозный по инициативе муфтия Чечни А.А. Кадырова созывается Конгресс мусульман Северного Кавказа. На этом форуме, впервые после распада СССР, объединившем представителей традиционного мусульманского духовенства Северного Кавказа, были решительно осуждены действия ваххабитов, а ваххабизм как течение в исламе признан антиисламским и экстремистским. А.А. Кадыров признал, что ваххабизмом заражены многие властные структуры Ичкерии. Религиозные радикалы, к которым, безусловно, относились “северокавказские ваххабиты”, представляли угрозу не только для граждан, исповедующих традиционный ислам, но и в целом для общества с мультикультурными традициями.

 Как заявил муфтий Чечни Ахмад Хаджи Кадыров, этот форум призван способствовать стабилизации в регионе и ликвидации ваххабизма как течения, чуждого исламу. Далее он обвинил Россию в поддержке этой секты. Поводом для этого обвинения послужило решение Минюста о признании ваххабизма неэкстремистским течением в исламе. Это решение было принято в 1998 году. Запретить законодательно ваххабизм, изъять литературу, распространяемую ваххабитами, оградить молодежь от учебных центров в регионе и за рубежом, где обучают принципам этого течения, — вот основные требования, которые были приняты в Грозном. Состоявшийся конгресс подтвердил озабоченность духовенства Северного Кавказа возрастающим влиянием неподконтрольных властям экстремистских течений . На конгрессе был образован Координационный совет муфтиев Северного Кавказа, неофициальной целью которого стала борьба с ваххабизмом.

В пресечении деятельности экстремистов следует проявлять всесторонний подход, ибо лечение от комплексного вида «болезни», каким, собственно говоря, и является экстремизм, требует использования различных психологических, социальных, политических и гуманитарных средств. И, прежде всего, решение этой серьезной проблемы необходимо связывать с правильным пониманием ислама и знанием его основ, как отдельными людьми, так и обществом в целом.

В завершение встречи была проведена экскурсия по экспозиции, содержащей исторические материалы по теме мероприятия.