
Продолжая рубрику «Праведники» исторических памятников, архитектуры и культурного наследия чеченского народа, мы расскажем про выдающегося религиозного лидера в Чечне и на всем Северном Кавказе — Шейхе Ташу-Хаджи, также известного как Ташу-Хаджи Саясанский.
Шейх Ташу-Хаджи был не только богословом, но и организатором освободительного движения горцев против царской колонизации. Ташу-Хаджи сделал очень многое для распространения и укрепления ислама и шариата на территориях, где проживали горские народы, воюющие за свою свободу. Долгое время Ташу-Хаджи жил среди чеченцев и во многом способствовал объединению чеченского общества.
Ташу-Хаджи был шейхом суфийского направления Накшбандийя, благодаря ему тарикат Накшбандийя широко распространился в горных районах Чечни. Есть сведения, что Ташу-Хаджи родился в селе Эндери (Дагестан), населенном по тем временам кумыками и чеченцами. В 20-е годы XIX века он был муллой в своем селе, религиозное образование получил у известных богословов того времени – Саида Араканского и Мухаммада Ярагского.
После того, как Ташу-Хаджи пришлось уехать из Дагестана, он поселился в чеченском селе Саясан и до конца своей жизни оставался в нем, активно участвуя в жизни чеченского общества, обучая мюридов и всех последователей основам ислама, укрепляя в народе шариат.
Ташу-Хаджи был активным военным деятелем, он создал в Чечне боеспособную армию и оказывал сопротивление вдоль всей линии царских войск на территории региона. Ташу-Хаджи был очень мужественным человеком, в боях с врагами не раз показывал беспримерную храбрость. Среди подчиненных ему воинов он пользовался огромным авторитетом и влиянием. После того, как имамом Чечни и Дагестана был провозглашен Шамиль, Ташу-Хаджи объединил свои военные силы с воинами Шамиля. Когда Чечня была разделена на округа, Ташу-Хаджи возлавил в качестве наиба округ Аух. Герой Чечни и Дагестана, шейх Ташу- Хаджи Саясанский умер в 1843 году от ран, полученных во время похода в горную часть Чечни – Чебарла. Он похоронен в селе Саясан. И сегодня его могила – зиярт– является местом посещения с целью получения благодати его муридами, для которых он стал устазом, а также всеми мусульманами, чтущими Ташу-Хаджи как истинного шейха и воина.