Административное право называют правом управленческим, организационным, поскольку оно регулирует отношения, связанные с управленческой деятельностью. 5 ноября 2024 года в Мемориальном комплексе Славы им. А. А. Кадырова состоялась встреча, в ходе которой научный сотрудник Илясова Д. познакомила слушателей с вопросами административных правонарушений, мерами ответственности за них и недопустимости проявлений экстремизма в обществе.
Под государственным управлением понимается специфический вид государственной деятельности, осуществляемый в различных сферах общественных отношений: в сфере экономики и народного хозяйства, в сфере социально-культурного и административно-политического строительства.
Административное право:
— регулирует отношения во всех сферах общественных отношений — в экономике, в социально-культурной сфере и в сфере административно-политического строительства, определяя систему и структуру органов, задействованных в этих отношениях;
— устанавливает многие правила поведения граждан, должностных лиц, организаций (правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологического благополучия, торговли и т.д.).
Одной стороной административно-правовых отношений всегда является орган исполнительной власти или другой исполнительный орган, наделенный властными полномочиями, поэтому такие отношения никогда не возникнут между гражданами или общественными объединениями, или внутри них. В административно-правовых отношениях отсутствует равенство его субъектов, т.к. одна сторона в этих отношениях наделена соответствующими властными полномочиями, а другая на основании норм административного права, не имеющая такие полномочия или имеющая их, но в меньшем объеме, обязана подчиняться стороне, обладающей большей властью.
Субъекты административного права — органы и лица, которые в соответствии с законодательством могут быть участниками регулируемых административным правом управленческих отношений. Выделяют:
1) индивидуальных субъектов (граждане РФ, иностранные граждане, апатриды, должностные лица);
2) коллегиальные субъекты (государственные, муниципальные и негосударственные организации)
Административно-правовой статус указанных субъектов определяется объёмом и характером административной правосубъектности (административной правоспособности и административной дееспособности.
Понятие, признаки и состав административного правонарушения.
Административным проступком (правонарушением) признается противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которое федеральным или законодательством субъекта РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Признаки административного проступка:
1) конкретное деяние (действие или бездействие), акт волевого поведения физического или юридического лица;
2) противоправность выражается в нарушении установленных общеобязательных правил, норм, требований, порядка и т.д. Противоправное деяние считается оконченным с момента его совершения и не связывается с его вредными последствиями. Это означает, что для привлечения лица к административной ответственности достаточно самого факта совершения того или иного запрещенного законом деяния — нарушение правил или их невыполнение;
3) виновность лица, совершившего административный проступок. При отсутствии вины привлечение к административной ответственности недопустимо. Вина может выражаться в форме умысла или неосторожности. Только умышленно совершаются мелкое хулиганство, мелкое хищение, сокрытие страхового случая и др.;
4) наказуемость выражается в том, что за конкретное деяние, признанное административным проступком, предусмотрена административная ответственность в виде соответствующих мер наказания.
«Необходимо различать понятия – административные нарушения и административные правонарушения. Первые отражают только то, что не соблюдена, нарушена норма административного права. Но такое деяние может быть совершено лицом неделиктоспособным, невменяемым, в условиях крайней необходимости, т. е. невиновно. А правонарушение – это неправомерное, виновное деяние. К тому же административное правонарушение может быть не только административным, но и финансовым, земельным и проч.», — пишет Д.Н. Бахрах.
Юридический состав административного правонарушения — совокупность признаков, наличие которых даёт основание признать совершенное деяние административным проступком. Элементы состава:
1. Объект административного правонарушения — общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)), являются права граждан;
2. Объективная сторона выражается в конкретном противоправном деянии, запрещенном нормами права, и в наступивших вредных последствиях в связи с совершением такого действия (бездействия). Однако не всегда совершение административного проступка связано с вредными последствиями;
3. Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. Применительно к физическим лицам субъектом административной ответственности являются лица, совершившие административные правонарушения, которые достигли шестнадцатилетнего возраста. Применительно к юридическим лицам субъектом административной ответственности являются лица, имевшие возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данными лицами не были приняты все зависящие от них меры по их соблюдению (ст. 2.1 КоАП РФ).
4. Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному деянию и его последствиям, т.е. вина субъекта правонарушения, которая выражается в форме умысла или неосторожности.
Административная ответственность выражается в применении уполномоченным государственным органом (должностным лицом) административного наказания (административного штрафа, ареста и т.д.) к лицу, совершившему административный проступок. Объектом посягательства в большей степени являются отношения в сфере государственного управления. В то же время административная ответственность устанавливается и за правонарушения, совершенные в других сферах общественных отношений, в частности в сфере налоговых и таможенных отношений, торговли, здоровья населения и т.д.
Цель применения мер административной ответственности — не только наказание виновного, но и его воспитание в духе уважения к закону и правопорядку, предупреждение совершения им не только административных, но и других видов правонарушений.
При малозначительности деяния лицо, совершившее административный проступок, может быть освобождено от ответственности (ст. 2.9. КоАП РФ).
Ограничение административной ответственности связано с особенностями субъектов административных правонарушений. Так, арест не может быть применен к беременным; женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; несовершеннолетним и инвалидам 1-й и 2-й групп. Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления ими в состоянии опьянения; уклонения от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения; оставления в нарушение установленных правил места ДТП, участником которого они являются. Определенные ограничения предусмотрены и в отношении применения конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения. К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не применяются наказания в виде административного ареста и штрафа.
Ограничение оснований для применения административных наказаний установлены в отношении военнослужащих; судей; прокуроров; лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью; иностранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями от административной юрисдикции на территории России.
Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Цели административного наказания указаны в ст. 3.1 КоАП РФ.
Система административных наказаний включает в себя различные по характеру, тяжести и последствиям меры, позволяющие учесть при назначении наказания личность правонарушителя, его имущественное положение, значимость общественных отношений, которые являются объектом правонарушения, обстоятельства совершения деяния, степень вредности правонарушения. Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2 КоАП РФ, содержащей 9 видов наказаний:
1) предупреждение (ст. 3.4. КоАП РФ);
2) административный штраф (ст. 3.5. КоАП РФ);
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6. КоАП РФ);
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7. КоАП РФ);
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (ст. 3.8. КоАП РФ);
6) административный арест (ст. 3.9. КоАП РФ);
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или апатрида (ст. 3.10. КоАП РФ);
8) дисквалификация (ст. 3.11. КоАП РФ). Лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица. Применяется и к индивидуальным предпринимателям.
9) административное приостановление деятельности (ст. 3.12. КоАП РФ).Временное прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
В отношении физических лиц могут применяться все эти виды административных наказаний; а в отношении юридических лиц –предупреждение, штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности. Только два вида наказаний (штраф и предупреждение) помимо судей вправе назначать иные компетентные органы и их должностные лица.
КоАП РФ подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Дополнительное наказание назначается в качестве второго наказания к основному. В соответствии со ст. 3.3. КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Остальные виды административных наказаний могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.