Днём создания армейской авиации России принято считать 28 октября 1948 года, когда в подмосковном Серпухове была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащённая вертолётами. Она положила и начало армейской авиации как отдельному роду войск. 28 октября 2024 года в Мемориальном комплексе Славы им. А. А. Кадырова состоялась лекция, приуроченная ко Дню создания армейской авиации России. Об истории и традициях праздника, посетителям комплекса рассказала сотрудник научного отдела – Шаипова Р.
Лектор обратила внимание слушателей на то, что в России 28 октября отмечают День создания армейской авиации — подразделения войск, оказывающего пехоте поддержку с воздуха. Их роль в выполнении боевых задач очень важна, а состав формируется из военнослужащих самых разных специальностей. 28 октября 1948 г. в СССР было создано специальное подразделение – вертолетная эскадрилья, базой для которой послужило воинское подразделение в городе Серпухове (Московская область). Этот день и стал отправной датой в создании армейской авиации.
Дату праздника связали с созданием в 1948 году в Серпухове первой авиационной эскадрильи, оснащенной вертолетами. Считается, что именно это событие положило начало созданию армейской авиации как отдельного вида войск.
Первоначально вертолеты не выполняли боевых заданий — они перевозили оборудование для других видов войск, служили для связи между подразделениями, выполняли разведывательные задачи. Но уже в ходе военных операций в Афганистане, Таджикистане и других горячих точках они раскрыли свой потенциал в качестве боевых машин.
В 1990 году армейская авиация была выведена из состава Военно-воздушных сил (ВВС) России и стала самостоятельным родом войск, но в 2003 вернулась обратно. Теперь вместе с ВВС это подразделение входит в Военно-воздушных сил РФ, которые с 2015 года входят в Воздушно-космические силы РФ.
В день праздника принято поздравлять военнослужащих армейской авиации всех рангов и званий, а также инженеров, конструкторов и других специалистов, обслуживающих войска.
Командование устраивает для подчиненных смотровые мероприятия и праздничные застолья, выделяет лучших, повышая их в звании и вручая награды.
Пилотов и других специалистов поздравляют и в кругу семьи, отмечая доблесть, мужество, братский дух, сноровку и мастерство.
В России насчитывается множество род войск. Одну из воздушных ниш занимает армейская авиация. Она предназначена для авиационной поддержки общевойсковых формирований, выполнения разведывательных задач, высадки тактических десантов и оказания им огневой помощи, ведения радиоэлектронной борьбы, размещения минно-взрывных заграждений и т.п. В ней служат военные различных специальностей, но помимо любви к небу, их объединяет мастерство, мужество, героизм, их моральные и боевые качества. Авиации сухопутных войск посвящен в РФ этот праздник.
Дату в 28 октября году празднуют по традиции все, кто имеет отношение к армейской авиации: летчики, инженеры, командиры, конструкторы и многие другие.
Вертолеты были основой эскадрильи, однако они не выполняли боевых заданий. Главной их задачей стало снабжение других родов войск, организация связи между ними, разведка. Но вскоре эти машины начали использовать как боевое орудие, и они сыграли важную роль в операциях в Афганистане, Таджикистане и других местах.
В 1990 году армейская авиация была выведена из состава Военно-воздушных сил (ВВС) России и стала самостоятельным родом войск. В 2003 г. она была передана обратно.
Некоторые специалисты считают передачу армейской авиации в состав ВВС ошибочной, поскольку это приводит к большим людским и финансовым затратам.
Армейская авиация предназначена для решения оперативно-тактических и тактических задач в ходе боевых действий. За более чем полувековую историю армейской авиации экипажи её крылатых машин побывали во всех «горячих точках» России и далеко за её пределами. Сегодня они продолжают показывать высший пилотаж и высокие образцы стойкости, мужества и героизма.
В завершение встречи лектор напомнила слушателям, что на сегодняшний день армейская авиация России, чьё вооружение считается одним из лучших в мире, — это несколько тысяч вертолётов в различных вариантах применения, и некоторые типы вертолётов практически не имеют аналогов в мире.