
Международный день авиадиспетчера отмечается ежегодно 20 октября. Дата была выбрана не случайно. Именно в этот день в 1961 году в Амстердаме была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (IFATCA). Это событие стало важным шагом в стандартизации управления грузовыми и пассажирскими авиационными перевозками и положило начало новому профессиональному празднику. 21 октября 2024 года в Мемориальном комплексе Славы им. А. А. Кадырова состоялась встреча, приуроченная ко Дню диспетчерской службы аэропорта. Научный сотрудник Илясова Д. рассказала слушателям об истории образования праздника и о принципах работы диспетчерской службы аэропорта.
В России традиция отмечать этот день зародилась в 90-х годах. Представители Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров России неоднократно поднимали вопрос о создании профессионального праздника авиадиспетчеров, приуроченного к памятной дате, связанной с историей профессии и служб движения гражданской авиации СССР — России. Однако, этот вопрос не был рассмотрен авиационными властями. В 1993 году Федерация профсоюзов авиационных диспетчеров России (ФПАД России) была принята в Международную федерацию ассоциаций (профсоюзов) авиационных диспетчеров (IFATCA). В честь этого события было решено считать дату создания IFATCA — Днём авиадиспетчера и ежегодно направлять поздравления всем коллегам в России и странах СНГ.
Благодаря усилиям ФПАД России, дата 20 октября стала широко известной и отмечаемой в России и других странах СНГ. В результате популяризации даты, авиационные власти России также начали ежегодно поздравлять работников служб управления воздушным движением с этим праздником. В настоящее время в мире работают десятки тысяч авиадиспетчеров, которым ежедневно вверяют жизни более пяти миллионов человек. Этот праздник напоминает о важности и ответственности их работы, а также о необходимости обеспечения безопасности и надежности воздушного движения.
В небе безопасность и спокойствие граждан зависят не только от команды авиасудна. Пилоты управляют самолетом, бортпроводники делают полет пассажиров комфортным и спокойным. Но необходим человек, который будет отслеживать точность полета. Людям, которые с земли обеспечивают безопасное движение воздушных машин, посвящен всемирный профессиональный праздник.
Авиадиспетчер – опасная и ответственная по психоэмоциональной нагрузке профессия. Такой специалист должен знать авиационные правила, воздушную навигацию, технические данные воздушных судов, метеорологию, владеть английским языком, иметь психологическую подготовку.
Пилоты, бортпроводники, механики, авиадиспетчеры – все эти люди заботятся о вас во время полета. Диспетчеры управления воздушным движением находятся на земле, но их роль нельзя недооценивать. На них ложится обязанность контролировать движение самолетов на земле и в воздухе, начиная с момента запуска двигателя и заканчивая приведением судна на стоянку после посадки на аэродроме. Авиадиспетчеры обеспечивают безопасность движения, а в критических ситуациях оказывают экипажу помощь.
Попытки управлять воздушным движением начались в 1920-х годах. Одним из первых диспетчеров стал Арчи Лига, работавший в аэропорту Сент-Луиса (США). Никаких контрольных вышек и специального оборудования у него не было. Для подачи сигнала он использовал флажки: клетчатый – для разрешения посадки и красный – для запрещения. В дальнейшем он занимался разработкой средств и правил для управления воздушным движением. Прошло время, вместо флажков появились световые сигналы, радиомаяки и передатчики.
Обратить внимание на важность этой профессии призван Международный день авиадиспетчера
В завершение встречи лектор напомнила, авиадиспетчер обязан неукоснительно следовать утвержденным инструкциям и регламентам. Ему не разрешается оставлять свое рабочее место ни на секунду. Его внимание должно постоянно быть приковано к экрану монитора с момента запуска двигателя до заруливания судна после посадки. Он следит за точным движением и проходом воздушной машины, контролирует ее полет, высоту, направление движения. Авиадиспетчер имеет право изменять тот или иной показатель.


