Башир-шейх

Башир-шейх (Абу-шейх) родился в с. Эндери в 1810 году. Позднее он переселяется в село Аксай (Ташкичу), где выходит в народ с чистой душой и искренним намерением проповедовать Ислам. Он не только проповедовал, но и на живом примере показывал, какие деяния угодны Всевышнему Аллаху, и чего должен остерегаться истинный мусульманин. Искренняя и глубокая вера в Аллаха, уважение и терпимость ко всем людям, невозмутимая богобоязненность пронизывали все его проповеди, речи и молитвы Башир-шейха.

Он был и одним из лидеров народно-освободительного движения – наибом имама Шамиля. Башир-шейх принимал самое активное участие на стороне восставших горцев. О его храбрости, ратных подвигах на полях сражений в народе ходили легенды. Целью всей его жизни было служение Всевышнему Аллаху, и до последних дней своих он был предан этой цели, как истинный праведный муъмин. Село Аксай, где похоронен этот великий шейх и его потомки, считается священным местом у мусульман всего Северного Кавказа. Жизнь и деятельность этой выдающейся личности мало изучена и издание данной книги – первый шаг к восстановлению исторической справедливости по отношению к Башир-шейху аль Яхсави.

Сердечно признателен автору Багаутдину Аджаматову за освещение исторического и исламского наследия нашего земляка – величайшего духовного лидера мусульман Северного Кавказа Башир-шейха аль – Яхсави.

Мусульмане Чечни придерживаются двух тарикатов: кадарийского и накшбандийского. В золотой цепи Накшабанди есть такие непререкаемые авторитеты, как Абу из Аксая. Он не только вырастил большое количество богословов и шейхов, а выстроил эффективную и высоко организованную систему внутри братства. Эта модель прекрасно функционирует даже по прошествии многих лет и десятилетий с момента погребения самого шейха. И в этом нет ничего удивительного, ибо нигат (намерение) великого шейха было правильным и мысли направлены только на благие деяния.

Из воспоминаний его современников до нас дошло, что Абу был наделен Всевышним исключительно высокими возможностями. Аллах даровал ему полномочия наделять Божественным светом своих учеников. Абу из Ташкечу за свои проповеди, за миротворческую деятельность принес большие жертвы. Царская администрация, напуганная растущей популярностью и могуществом Башир-шейха, под разными предлогами заключают его в тюрьму. Но он возвращается и продолжает богоугодные дела.

За свою непродолжительную жизнь он сумел многое. В нашем крае с удовольствием наряду со многими его поступками вспоминают такой примечательный случай. Однажды в Аксай по делам приехал один житель Чечни. По дороге вышло из строя колесо подводы этого путника. Расспросив в селе, он узнал, что Абу может починить его поломку. После слов приветствия гость спросил, может ли Абу помочь с колесом для подводы. Абу ответил, что поможет, но цена его услуги огромна. Путник удивленно спросил, сколько это будет стоить. На что Абу ответил, это будет стоить одной твоей просьбы ко Всевышнему, чтобы Он ниспослал свою милость. Путник воспринял, что шейх шутит. Но когда до него дошло, что это отнюдь не шутка, он стал несколько раз повторять свою молитву. Абу резко остановил его речь и заметил, что одна просьба — это цена одного колеса. Вот таким нам запомнился Башир- шейх из Аксая. Мы глубоко чтим его и потомков шейха, которые неуклонно продолжают дела своего великого предка. Я никогда не проезжаю Аксай, не посещая зиярат этого приближенного нашего Великого Аллаха.

ХОЖ-АХМЕД ХАДЖИ КАДЫРОВ – председатель Совета Алимов Северного Кавказа.

С домом Башир-шейха у наших предков сложились весьма дружеские отношения еще в стародавние времена, при жизни моего дедушки Абдулкадыра. Наши предки были долгое время кадиями и имамами села. Они всегда жили в атмосфере, где листали священный Коран и произносили имя Аллаха, Пророка Муххамада, да благословит его Аллах и приветствует. Наши предки часто приезжали в Аксай. Бывали в доме Абу.

По воспоминаниям, дошедшим до нас, это был человек, наделенный ярким светом, даром предвидения. Естественно, все это могло бы стать только результатом его искренних намерений, результатом чистоты его помыслов и поступков. Это истинный праведник, живший по сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Сегодня в Чечне и других субъектах юга России у него огромное количество мюридов. Они дружны между собою и с братьями других тарикатов и вирдов. Так завещал их устаз Абу. Если ты хочешь обрадовать своего устаза, относись с большим уважением к представителю другого тариката, другого вирда, – учил Башир-шейх.

Специальным вирдом он возложил на все братство Аксайской линии, чтобы мюриды всегда пребывали в состоянии омовения, а если по той или иной причине, омовение нарушено, тут же следует повторить. Это очень важный момент для верующего, ибо только в состоянии омовения ты находишься под защитой Аллаха и Его ангелов.

Аксай, где похоронен этот великий эвлия и его потомки, считается священным местом у мусульман всего Кавказа, не только Чечни и Дагестана. У меня долгое время хранился посох, принадлежавший Апти-шейху, сыну Башир-шейха. Брал его с собой пять раз в день в мечеть во время молитвы. Но годы мои тоже немалые. Все под Всевышним ходим. Недавно этот дорогой для меня посох я передал потомку шейха – Саид Магомеду, сыну Вахи, нашему телеведущему.