21 августа в музее Мемориального комплекса Славы им. А.А. Кадырова проведена встреча, для учащихся СОШ№1 им. А. А.Цацаева с. Хамби – Ирзи. Цель встречи: проведения урока мужества «Бесстрашный офицер Висирпаша», ко Дню офицера. Организатором данного мероприятия является научный сотрудник Азиева Л.М.
Висирпаша Мастафаевич Ташаев личность легендарная. Его жизнь больше похожа на кино. Участник Финской войны, Великой Отечественной, чьи заслуги перед родиной не позволили даже всемогущему Лаврентию Берия сослать его в Среднюю Азию. Висирпаша Мустафаевич кавалер трех орденов, его грудь украшена десятками других наград, которые свидетельствуют о мужестве Висирпаши Ташаева. Удивительный факт, события более чем шестидесятилетней давности Висирпаша Мустафаевич помнит, словно это было вчера.
Наш герой родился 23 июня 1921 года в селении Ярыксу Хасавюртовского р-на. В 1929 году мальчик пошел в школу, через два месяца обучения его перевели во второй класс. Отец Висирпаши был муллой и поэтому мальчик был хорошо подготовлен. По окончании восьмого класса Висирпаша Ташаев поступает в Грозненский нефтяной техникум. В апреле 1939 года он заканчивает отделение технологии нефтеперерабатывающих процессов. Сразу же после техникума молодого человека принимают мастером на Грозненский нефтеперерабатывающий завод имени Анисимова.
Еще в техникуме Висирпаша был секретарем комсомольской организации, членом комитета обкома Комсомола. Когда началась война в Финляндии, Висирпашу Ташаева переведят инструктором обкома комсомола по военной подготовке. Надо заметить, что в семнадцать лет он уже дважды удостаивался знака «Ворошиловский стрелок» (1 и 2 степеней).
Вскоре Висирпаша тайком от семьи ушел добровольцем на Финскую войну. На пересыльном пункте в Ленинграде стало известно, что юноше нет восемнадцати. Но Висирпаша уговорил не отправлять его обратно в республику. Так, он стал участником финских событий. О том, что сын ушел на войну отец, Мустафа Ташаев узнает лишь, когда сын вернется домой.
Сразу по возвращении в марте 1940-го года Висирпаша Ташаев поступает в Орджоникидзевское военно-пулеметное училище. Рекомендации ему дали в дивизии. Когда он вернулся домой в военной форме и рассказал правду, отец был сильно рассержен. «Разве я позволил тебе пойти на войну?» — спросил он сына. Но через минуту он улыбнулся и сказал: «Ты не исправим».
В училище Висирпашу назначили помощником командира взвода. В мае 1941 лейтенант Ташаев заканчивает обучение. Но командование училища решает оставить талантливого офицера командиром курсового взвода, то есть преподавателем в училище. Но из министерства пришел приказ: «… немедленно откомандировать лейтенанта Ташаева в Прибалтийский особый военный округ 11 стрелковую дивизию, восьмой армии». Дорога лежала через Москву. В ожидании предписания он остановился в гостинице на Казанском вокзале. Именно в эти дни по советскому радио опровергали заявления иностранных информагентств о рассредоточении немецких войск по всему периметру Советской западной госграницы.
Перед самой войной Висирпаша прибыл в пункт назначения. А накануне его двадцатилетия началась война. «В 4 часа 15 минут 22 июня первые бомбы упали на наши головы. Это был шок. Бомбы рвались везде. А у нас только винтовки. И не у всех были патроны. Спасая раненных, пришлось отступить в лес. Однако и в лесу нас бомбили беспощадно. Видно немецкая разведка добросовестно поработала у нас в тылу. Первым же попаданием был уничтожен штаб армии».
Спустя несколько часов немецкое руководство, через громкоговоритель, предложило солдатам и офицерам сдаться. Офицерам обещали сохранить награды и перейти на службу к немцам. А солдатам предложили полную свободу. Но сдаваться никто не пожелал. Ровно через два часа в атаку пошли танки и автоматчики на мотоциклах».
События этого дня Висирпаша Ташаев запомнил на всю жизнь. Три дня мужественно сопротивлялись бойцы 11-й стрелковой дивизии. А когда вся тяжелая техника была уничтожена, началось отступление. Отступали с боями, это продолжалось целый месяц. Дивизия прошла 192 км. до самой Ельни и присоединилась к 149-й стрелковой дивизии. Тогда и был назначен Висирпаша Ташаев командиром роты 479 стрелкового полка. Через месяц в боях под Ельней он получил тяжелое ранение и был отправлен в главный военный госпиталь в Москву. Затем его перевели в госпиталь в Кисловодске. Армия отступала. Всех тяжело раненных отправляли подальше от линии фронта. Так Ташаев оказался в Сталинобаде (Душанбе). После выписки из госпиталя его назначают командиром пулеметного эскадрона сталинобадской 61-й кавалерийской дивизии. Но перед отправкой на фронт медицинская комиссия признала лейтенанта Ташаева непригодным для отправки на фронт. Пришлось ему стать членом инспекции кавалерии.
Но удержать Ташаева в штабе оказалось просто невозможным. К сожалению, формат газеты не позволяет подробно описывать фронтовые дороги Висирпаши Ташаева. В начале 1942 года ему поручают организовать партизанское движение в Чечено-Ингушетии. Лейтенант Ташаев прошел подготовку в высшей партизанской школе. 7 августа 1942 вместе с группой он приезжает на Северный Кавказ. В те дни было организовано совещание аксакалов Северного Кавказа. Аксакалам отводилась роль идейных вдохновителей. В конце декабря 29 организаторы партизанского движения были десантированы в Грозный, для подготовки партизанских баз и кадров. Немцы уже подошли к Малгобеку и Горагорску. Но в Грозный их не пустили.
«Меня никто не знал в лицо. Я даже не смог показаться дома. В основном я общался с руководством республики, в Чечне это был Супьян Молаев. Крупные партизанские базы были в селении Галанчож. Когда стало понятно, что немец не пройдет, 18 февраля 1943 года я покинул республику. А все Чечено-Ингушские партизанские отряды были зачислены в армию».
Затем Висирпашу Ташаева назначают заместителем партизанского движения Крыма. Здесь он получил второе ранение. Февраль 1944-го застал Висирпашу Мустафаевича на втором Прибалтийском фронте. Он командовал батальоном, в котором служило восемь чеченцев. Однажды Ташаев узнал, что его земляков пригласил к себе начальник штаба, и с тех пор их никто не видел. О выселении своего народа Висирпаша Ташаев узнает спустя несколько месяцев. «Начальник штаба на мой вопрос, где мои земляки ответил, что их направили учиться в полковую школу. А ребята даже русского языка не знали. Поэтому я засомневался. А потом, еще из дома письма перестали приходить. Все остальные мои расспросы пресекались на корню. А приказ был снять с фронтов всех чеченцев до заместителей командиров отдельной части. Я же был командиром части, поэтому меня не выслали».
Отношение товарищей к Висирпаше Ташаеву нисколько не изменилось. И только контрразведка усиленно пыталась зафиксировать какой-нибудь промах офицера. Батальон Висирпаши Мустафаевича участвовал в операции «Багратион» (форсировании Двины). Он был на острие наступления и захватил важный плацдарм на противоположном берегу. Закрепился и три дня вел бой.
Вскоре пришел приказ за подписью Лаврентия Берия откомандировать всех представителей ссыльных народов без исключения в тыловые округа. Далее их ждала демобилизация и отправка к родственникам. Но всемогущий Берия оказался не так всемогущ. Командующий Армии направил Ташаева в Сибирский военный округ с сопроводительным письмом. В письме он написал: « что таких, как Ташаев у него в Армии нет. На прощанье командующий сказал: « Я сделал все, что мог! Скоро Вас вернут на фронт. Будьте уверены!» Так и получилось. Многие годы Висирпаша Ташаев писал к партийному руководству страны о незаконности депортации его народа. Одно из его писем Сталину состояло из двенадцати страниц. Как непосредственный очевидец событий в республике 1942-43 гг. он знал, что его земляки не предатели. Передать письмо Сталину взялся Константин Устинович Черненко, тогда секретарь Красноярского крайкома партии. Правда, письмо сократили до одной страницы. Именно после этого письма Висирпашу Ташаева вернули на фронт. Он прошел всю войну и отдал свой долг Родине без остатка. После войны его назначают начальником управления нефтяного комплекса в Австрии. Вся добыча и переработка нефти освобожденных стран была в ведении Висирпаши Ташаева. Спустя три года он вернется в Москву и продолжит трудовой путь в системе нефтегазовой промышленности.
Несмотря на преклонный возраст Висирпаша Мустафаевич сохранил военную выправку и ясный ум. Он часто встречался с молодежью и рассказывал им о событиях, очевидцем которых ему довелось стать. Вечная память герою…