6 августа в «Мемориальном комплексе Славы им. А.А. Кадырова» прошел урок мужества на тему: «Вклад в великую Победу железнодорожных войск в годы Великой Отечественной войны». Лекция прошла для сотрудников и гостей музея.
На данной встрече научный сотрудник Хава Ильясовна рассказала присутствующим, что с началом Великой Отечественной войны все хозяйственные отрасли перестраивались на военный лад. Одними из первых взвалили на свои плечи решение военных задач железнодорожники.
Перед железнодорожниками встали две важнейшие задачи — эвакуация людей и предприятий в тыл; переброска воинских частей, техники и боеприпасов к фронту. К примеру, в дни обороны Москвы необходимо было в короткий срок перебросить с дальневосточного фронта десять дивизий на защиту столицы. Для этого было организовано одностороннее движение поездов по обоим путям на запад, эшелоны с дальневосточными дивизиями проносились с курьерской скоростью, преодолевая по 800 км за сутки. Советские железнодорожники сделали всего за 10-20 дней то, на что требовалось несколько месяцев.
Немецкое командование стремилось парализовать движение поездов и сорвать мобилизацию Красной армии, поэтому работать железнодорожникам приходилось в условиях постоянных бомбёжек с воздуха. Для устранения повреждений железнодорожных путей, которые наносили концентрированные удары немецкой авиации, было создано в 1942 г. Главное управление военно-восстановительных работ. В целях безопасности часто приходилось вести поезда ночью. При этом нельзя было использовать сигнальные огни, все источники света, топки паровозов закрывались брезентом. Для регулирования движения эшелонов использовали так называемую «живую блокировку», путевые работники находились вдоль дороги в 300 м друг от друга и голосом пропускали поезда, движущиеся друг за другом на расстоянии тормозного пути.
Не смотря на все трудности за годы войны на восток было эвакуировано около 2,5 тысяч промышленных предприятий, 18 млн. советских граждан. Были спасены сотни предметов искусства из музеев Ленинграда и других городов, вывезены в тыл и сохранены бесценные полотна Третьяковской галереи.
С самых первых дней войны по железным дорогам курсировали военно-санитарные поезда, которые являлись полностью оборудованными госпиталями на колесах. Они могли перевозить одновременно до 500 раненых, имели специальные вагоны, обустроенные для лечения и проведения операций, вагон-баню. Для быстрого же вывоза раненых от прифронтовых станций к госпитальным использовали военно-санитарные летучки, наполняемостью до 900 человек. Их задачами были — оказание первой помощи и скорейшая доставка раненых в госпиталь. Железнодорожники работали самоотверженно, именно в железнодорожной среде зародилось так называемое «лунинское движение». Николай Лунин предложил ремонтировать паровоз силами бригады и увеличивать его пробег между ремонтами, что позволяло значительно сэкономить средства и материалы. Эта инициатива получила широкое распространение.
В условиях повышенной нагрузки железнодорожники выполняли самые сложные и массовые перевозки, эффективно регулировали движение воинских эшелонов, в зависимости от возложенных на них задач и обстановки на фронте. Свидетельством огромных заслуг всех тружеников железнодорожной отрасли перед государством в годы войны является присуждение 127 железнодорожникам звания Героя Социалистического Труда (в целом по Советскому Союзу это звание было присвоено 202 труженикам), свыше 28 тысяч удостоены орденов и медалей, многие отмечены знаком «Почетному железнодорожнику».
После краткого доклада для гостей музея провели экскурсию по залу «Этот день мы приближали как могли», а также сотрудник МКС им. А.А. Кадырова ответила на интересующие вопросы.