Не так много людей, жизнь и деятельность которых принадлежат не только собственным народу и стране, но и всему человечеству. Одним из таких, несомненно, является Махмуд Эсамбаев, при жизни ставший легендой. Его имя и творчество были широко известны не только в театральном и балетном мире, но и среди совсем далеких от танцевального искусства людей. Мастерство Махмуда Эсамбаева никого не оставляло равнодушным, оно оказывало на людей мощное эмоциональное воздействие. Где бы ни выступал Махмуд, его концерты проходили с неизменным успехом. 15 июля 2024 года, в день когда прославленному сыну чеченского народа исполнилось бы 100 лет, в Мемориальном комплексе Славы им. А. А. Кадырова состоялась лекция, в ходе которой научный сотрудник Абдулкеримова И. рассказала слушателям о жизненном пути «Чародея танца» — Махмуда Эсамбаева.
Без участия Махмуда Эсамбаева не проходило ни одно значимое в Советском Союзе мероприятие: концерты, фестивали, праздники, знаменательные даты, юбилеи, «Голубой огонек» – везде Махмуд был украшением программы, главной «звездой». Его при жизни по праву называли «чародеем танца», «Шаляпиным в танце», звездой балета и эстрады, великим, гениальным, «легендой XX века».
Путь к всемирной славе Махмуда Эсамбаева не был гладким и быстрым. Родился он в селении Старые Атаги 15 июля 1924 года. С детства рос шустрым, веселым, любознательным мальчишкой, которому все было интересно, но больше всего ему нравилось танцевать, ведь национальному танцу чеченские мальчишки учатся с малых лет. У Махмуда это получалось настолько виртуозно и вдохновенно, что уже в семь лет он наравне со взрослыми танцует на деревенских свадьбах, поражая всех своим мастерством. Гибкий и пластичный Махмуд не только танцевал, но и исполнял гимнастические номера, да так, что в 8 лет становится участником труппы кочевого цирка, что разъезжали тогда по Северному Кавказу.
Дальше – больше. Увидев как-то выступление артистов балета, Махмуд загорелся желанием научиться балетному искусству. Но Алисултан, отец Махмуда, и так не одобрявший увлечение сына искусством, строго-настрого запретил ему даже думать об этом. Он хотел, чтобы сын получил престижную, более статусную профессию юриста. Но Махмуд не отступал от своего решения, и никакие угрозы, наказания, побои не помешали ему в 15 лет поступить в Грозненское хореографическое училище. Довольно поздний срок для начала балетной карьеры, но выдающиеся способности, упорство и труд быстро вывели Махмуда в ряды самых успешных учеников, да так, что почти сразу он начал выступать в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.
Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война помешала М.Эсамбаеву завершить обучение, он становится участником фронтовой концертной бригады, выступает перед бойцами в воинских частях, госпиталях, на передовой. Во время одного из концертов недалеко от него разорвался снаряд, осколок от которого попал ему в ногу. Раненый Эсамбаев закончил выступление, ушел за кулисы и там потерял сознание. Ногу чудом удалось спасти, но военные хирурги предрекали ему хромоту и однозначно утверждали, что о сцене ему отныне придется забыть. Но они не знали характер и упорство Махмуда. Бабушкино лечение народными средствами да ежедневные тренировки позволили ему через некоторое время вернуться на сцену.
В 1943 году в освобожденном от немцев Пятигорске М.Эсамбаев приступает к работе в местном театре оперетты. Карьера его, к сожалению, оказалась недолгой: 23 февраля 1944 года по надуманным обвинениям ЧИАССР была упразднена, а весь чеченский народ был выслан в Среднюю Азию. У Эсамбаева была возможность остаться в Пятигорске, но Махмуд как верный сын своего народа поехал вместе с родными в ссылку.
Семья танцора оказалась в столице Киргизии, в городе Фрунзе (ныне Бишкек). В местном Доме культуры он дает уроки народных и балетных танцев. Вскоре Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета, в котором исполняет главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан» и в первых национальных балетных спектаклях. Позже Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии». Он – первый танцор, которому присвоили звание народного артиста Киргизской ССР, в дальнейшем Махмуд Эсамбаев станет народным артистом еще 7 союзных республик.
В 50-е годы до восстановления ЧИАССР Эсамбаев продолжал работать в Киргизском театре оперы и балета. Танцевал в таких спектаклях, как «Бахчисарайский фонтан», «Тарас Бульба», «Весна идет!», «Красный мак», «Под небом Италии». Это все были мужские роли, однако в 1955 году Эсамбаев сыграл и роль диаметрально противоположную – злую фею Карабос в балете «Спящая красавица». Сыграл так вдохновенно, что в шутку в театре стали говорить, что надо балет переименовать в «Карабос».
Зарплаты у балетных артистов, тем более в провинциальном театре, были небольшие, а у Махмуда уже была семья, родилась дочь. Поэтому он подрабатывал как мог, выступал в различных концертных программах в местной филармонии, в сельских домах культуры. Непритязательная сельская публика была далека от классического балета, поэтому Махмуд старался подготовить интересные танцевальные номера в народном стиле. Их он искал в репертуаре различных народных коллективов, в том числе Государственного ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева, который в 40–50-е годы XX века гремел по всей стране. Именно знакомство с творчеством Моисеева, включавшее в себя интерпретацию танцевального фольклора народов мира, как вспоминал Эсамбаев, натолкнуло его на идею создания сольной программы. Это было смелым шагом, ведь до него в СССР национальные танцы в одиночку никто не исполнял.
В 1957 году в Москве на VI всемирном фестивале молодежи и студентов, гостями которого стали 34 тысячи человек из 131 страны мира, Махмуд Эсамбаев завоевывает три золотые медали. Его выступление удостоилось самых лестных отзывов и почестей.
После победы М.Эсамбаев переезжает в Москву вместе с семьей, через некоторое время его включают в группу советских артистов, отправляющихся на зарубежные гастроли. Махмуд выступал во Франции, Испании, Аргентине, Колумбии, Бразилии, Мексике, Перу, Индии и многих других странах. За границей Махмуд Эсамбаев коллекционировал танцы разных народов, чтобы включать их потом в свои номера. В его программе «Танцы народов мира» были бразильский ритуальный танец «Макумба», узбекский танец «Чабаненок», русский «Эмигрант», еврейский «Портняжка», перуанский «Павлин», испанский танец «Ля коррида», таджикский «Танец с ножами» и многие другие. «Я с детства подсознательно ощутил волшебную связь народного танца с жизнью», – писал спустя десятилетия Эсамбаев в своей статье-исповеди «Радость танца».
Всего за годы танцевальной карьеры Махмуд Эсамбаев исполнил около 100 балетных партий, танцев, хореографических миниатюр. Интересна история создания индийского танца «Золотой бог», который Махмуд давно хотел разучить. Познакомившись с известным балетмейстером Элеонорой Грикуровой, он попросил ее помочь поставить этот индийский танец. «Хочу выступать с ним на эстраде», – сказал Эсамбаев. Но Грикурова посмотрела на эту идею скептически: «В ваши 32 года вам уже поздно танцевать индийские танцы». Эта фраза задела Эсамбаева, и он решил доказать, что она не права. И на глазах у изумленной Грикуровой стал выделывать такие «коленца», что балетмейстер была поражена. И согласилась его обучать. Так на свет явился их совместный танец в стиле Бхарат-Натьям (наиболее древней формой классического танца Индии) «Золотой бог». Успех Махмуда был настолько ошеломительный, что даже возникли слухи, что он – индиец по происхождению, но Эсамбаев никогда не скрывал свою национальную принадлежность, он всегда и везде с гордостью заявлял, что является чистокровным чеченцем, никогда не снимал чеченскую папаху.
После триумфа на фестивале кинорежиссер Фахри Мустафаев снял на кинопленку несколько танцев Эсамбаева, и этот фильм показывали не только в Советском Союзе, но и за рубежом. С этого момента Эсамбаева стали официально приглашать на гастроли за границу. В 1958 году он отправился в Париж, где произвел настоящий фурор. Тамошние газеты называли его эталоном мужчины: талия – 47 сантиметров, рост – 182, вес – 65. А когда Эсамбаев вернулся на родину, здесь его уже поджидало сразу несколько приятных сюрпризов. Во-первых, он стал депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, во-вторых, ему было присвоено сразу два звания: народного артиста ЧИАССР и заслуженного артиста РСФСР.
В 1960 году Эсамбаев был удостоен Первой премии на I Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Вскоре после того Эсамбаев выпускает в свет свою новую программу под названием «По странам мира», в которую входит несколько десятков танцев – как советских, так и зарубежных. С этой программой танцор объездит десятки стран, и в каждой из них его будут принимать как родного. Например, в чилийской газете «Унион» журналист Рафаэль Элисальде писал: «Эсамбаев появляется на сцене в застывшей позе, как Вишна, присевший на корточки, одетый в фантастический наряд, и поднимается медленно, незаметно владея мускулами, как опытный йог, и вот начинают двигаться руки, как две извивающиеся змеи, послушные факиру».
01.06.1974 Народный артист РСФСР танцор Махмуд Эсамбаев исполняет танец лезгинку.
В 1961 году Махмуд Эсамбаев дебютировал в кино. Это были документальные фильмы, которые демонстрировали зрителю талант Эсамбаева-танцора, «Поэт танца» и «В мире танца», причем в последнем он выступил и автором сценария. В 1962 году Эсамбаев снялся и в художественном фильме, в основу которого была положена… его собственная биография. Это была картина «Я буду танцевать!», которая снималась в Баку. В фильме-балете «Лебединое озеро» (режиссеры Аполлинарий Дудко, Константин Сергеев) танцор также исполнил одну из главных ролей.
Большой успех у зрителей вызвала приключенческая картина «Земля Санникова», где Эсамбаев сыграл злого шамана племени онкилонов. В прокате 1973 года фильм занял 7-е место, собрав свыше 41 миллиона зрителей. Зрители особо отметили талантливую игру Махмуда Эсамбаева – по многочисленным откликам, ему удалось создать яркий запоминающийся образ коварного шамана, который стал одним из самых интересных персонажей картины.
Но мало кто знает, что Махмуд Эсамбаев был не только гениальным танцовщиком, прекрасным драматическим актером, но и талантливым вокалистом и блестящим мастером музыкальной пародии. Еще в детстве он поразил своим мастерством перевоплощения Любовь Орлову, которой показали 10-летнего Махмуда во время ее визита в Грозный в 1934 году. Когда Махмуд очень точно показал ее, она долго смеялась и предсказала ему великое будущее. А Луи Армстронг, увидев, как Махмуд изображает его в песне «Хэлло, Долли!», сказал, что если бы он не стал великим танцовщиком, он бы мог стать выдающимся исполнителем. Действительно, услышав эту песню в исполнении Махмуда, никто бы не подумал, что это не голос Луи Армстронга. В этом автор этих строк убедилась лично на концерте Махмуда Эсамбаева в Алма-Ате в середине 80-х годов прошлого века. После завершения танцевальной программы Махмуд вышел к публике, которая не хотела расходиться, продолжая на протяжении получаса рукоплескать таланту великого танцора. Махмуд начал рассказывать разные смешные истории из своей творческой биографии, исполнил несколько песен, в том числе и «Хэлло, Долли» Луи Армстронга, приведя зал в еще большее восхищение. Столько лет прошло с тех пор, но забыть это невозможно… Не зря говорят – талантливый человек талантлив во всем.
За выдающийся вклад в отечественную культуру и развитие искусства танца народному артисту СССР Махмуду Алисултановичу Эсамбаеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда (с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»); за многолетнюю сценическую деятельность он награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени; за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность – орденом Дружбы народов, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени; как участник ВОВ – орденом Отечественной войны II степени
Когда Махмуд Алисултанович Эсамбаев оставил сцену, он организовал Международный союз деятелей эстрадного искусства, был академиком Международной академии танца. Немалую часть своей жизни М.Эсамбаев отдал общественной работе, очень многим людям он помог в решении различных жизненных проблем.
Не стало великого сына чеченского народа, выдающегося мастера сцены, в 2000 году. С его уходом ушла целая эпоха. Сегодня в его честь в Грозном установлен памятник, в центре столицы его именем назван бульвар. Большой популярностью в артистическом мире пользуется Международный фестиваль-конкурс сольного танца в Грозном, в котором участвуют танцоры из ЧР, различных субъектов России, зарубежных стран. Создан и действует Всемирный благотворительный фонд и ансамбль имени М.Эсамбаева. Также его именем назван астероид 4195 (Esambaev).
В завершение встречи организатор отметил, что Махмуд Эсамбаев навсегда останется в чеченской истории как выдающийся культурный и общественный деятель, как человек, который творил во имя любви к искусству, который доставлял своим талантом огромную радость публике. Он был гражданином мира, и таковым будет всегда! Имя Махмуда Эсамбаева всегда будет жить в наших сердцах и нашей памяти!