«Махмуд Эсамбаев – великий мастер танца!»

     Великий танцовщик. Махмуд Эсамбаев — человек мира, легенда ХХ века. Его образ «человека в папахе» прочно связан с талантом и творческой активностью. Искусством Махмуда Эсамбаева восхищался весь мир!

    В 1924 году, 15 июля, в чеченском селе Старые Атаги в семье Алисултана и Бикату Эсамбаевых родился мальчик, которому суждено было прославить не только свое село и чеченский народ, но и великую страну СССР. С 7 лет он с отцом бывал на свадьбах, где плясал под восклицания старших. В 15 лет уже танцевал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца. В годы войны Эсамбаев танцевал во фронтовой концертной бригаде на передовой, на строительстве оборонительных сооружений, в военных госпиталях.

   В 20 лет он стал солистом Киргизского театра оперы и балета. А это значило, что молодой Эсамбаев овладел характерными и народными танцами, основами профессионального балета. На сцене Киргизского театра оперы и балета Эсамбаев исполнял главные партии в классических и современных балетах — “Лебединое озеро”, “Бахчисарайский фонтан, “Спящая красавица»…Он также стоял у истоков киргизской хореографии, станцевал главные роли в первых национальных балетных спектаклях.

   В 50-е годы Эсамбаев решил оставить академическую сцену и обратиться к народному танцевальному творчеству. Как раз в то время была восстановлена Чечено-Ингушская АССР. Он стал солистом филармонии и начал создавать танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ были индийский ритуальный танец “Золотой бог”, испанский танец “Ля-коррида”, таджикский “Танец с ножами.

   В 1959 году Эсамбаев выступал со своей программой в Москве, затем в составе труппы “Звезды советского балета” объехал с гастролями Францию, Южную Америку. И где бы ни проходили гастроли, Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила. После зарубежных гастролей Эсамбаев создал свой коллектив. С программой “Танцы народов мира” он покорил не только Россию, но и весь мир.

Дебют Махмуда Эсамбаева в кино в 1961 году состоялся не только как актера, но и как сценариста. Вскоре последовала и главная роль в киноленте «Я буду танцевать». В экранизации балета Петра Чайковского в фильме-балете «Лебединое озеро» в постановке режиссеров Аполлинария Дудко и Константина Сергеева мастер исполнил одну из главных партий

   Режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов пригласили Махмуда Эсамбаева на одну из главных ролей в приключенческо-романтическую драму «Земля Санникова» по сценарию Марка Захарова. В картине Махмуд Эсамбаев изображал Черного шамана.

Махмуду Эсамбаеву были присвоены самые высокие награды страны и почетные звания — Народного артиста СССР и всех союзных и автономных республик, Героя Социалистического Труда. Трижды он был лауреатом Международных конкурсов. Его при жизни по праву называли «чародеем танца», «Шаляпиным в танце», звездой балета и эстрады, великим, гениальным, «легендой XX века».

    Эсамбаев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. Не случайно и то, что в честь М. А. Эсамбаева назван астероид 4195 (Esambaev), открытый 19 сентября 1982 Л. И. Черных.

Эсамбаев дарил людям танцы о мире, дружбе, братстве и интернациональном единении народов.

    Осенью 1971 года во Дворце культуры г. Назрани состоялся большой концерт Махмуда Эсамбаева. В программу концерта были включены танцы народов мира. Каждый номер сопровождался бурными аплодисментами и возгласами «браво!» Назрановцы с неподдельной радостью и гордостью встречали великого вайнахского танцора.

После последнего танцевального номера, прощаясь со зрителями, Махмуд от чистого сердца поблагодарил братьев-ингушей за теплый прием и пообещал, что, если даст Аллах, он будет танцевать до 60 лет!

Когда он произнес слова «даст Аллах», зал взорвался аплодисментами. Такую реакцию зрителей не трудно было объяснить. В то время было мало чиновников, которые не только наяву, но и во сне не посмели бы вслух произнести слово Аллах!

С тех пор прошло 45 лет, а вспоминается этот концерт так, словно он был вчера. Как быстро летит время.

   Махмуд ушел из жизни в начале 2000-го года. Ему исполнилось 75 лет. По традиции его должны были похоронить в чеченском родовом селении

Старые Атаги, но война не позволила соблюсти традицию. Он похоронен на мусульманском кладбище в Москве.