На рассвете, без официального объявления войны, нарушив все договорённости, гитлеровские войска вторглись на территорию СССР. Массированные артиллерийские обстрелы и бомбёжки обрушились на важнейшие советские военные и гражданские объекты. Штабы и расположения войск, склады и аэродромы, города и промышленные предприятия, которые располагались близ границ, стали целью первой атаки врага.
Де-факто враждебные действия против СССР начались ещё 21 июня: немецкие минные заградители установили минные поля в Финском заливе. Утром 22 июня немецкий посол в СССР граф Шуленбург сделал наркому иностранных дел СССР Молотову заявление, которое обвиняло Советский Союз в подрывной деятельности на территории Германии и оккупированных ею государств, а также сосредоточении на границе всех своих войск в полной боеготовности. В тот же день войну СССР объявили Италия и Румыния, 23 июня это сделала Словакия.
В полдень 22 июня первый заместитель председателя СНК, нарком иностранных дел В. М. Молотов обратился к согражданам в радиосообщении:
«ГРАЖДАНЕ И ГРАЖДАНКИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА!
Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление: Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причём убито и ранено более двухсот человек. Налёты вражеских самолётов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории.
Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством. Нападение на нашу страну произведено, несмотря на то, что между СССР и Германией заключён договор о ненападении и Советское правительство со всей добросовестностью выполняло все условия этого договора. Нападение на нашу страну совершено, несмотря на то, что за всё время действия этого договора германское правительство ни разу не могло предъявить ни одной претензии к СССР по выполнению договора. Вся ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских фашистских правителей.
Уже после совершившегося нападения германский посол в Москве Шуленбург в 5 часов 30 минут утра сделал мне, как Народному Комиссару Иностранных Дел, заявление от имени своего правительства о том, что германское правительство решило выступить с войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы.
В ответ на это мною от имени Советского правительства было заявлено, что до последней минуты германское правительство не предъявляло никаких претензий к Советскому правительству, что Германия совершила нападение на СССР, несмотря на миролюбивую позицию Советского Союза, и что тем самым фашистская Германия является нападающей стороной.
По поручению правительства Советского Союза я должен также заявить, что ни в одном пункте наши войска и наша авиация не допустили нарушения границы и поэтому сделанное сегодня утром заявление румынского радио, что якобы советская авиация обстреляла румынские аэродромы, является сплошной ложью и провокацией. Такой же ложью и провокацией является вся сегодняшняя декларация Гитлера, пытающегося задним числом состряпать обвинительный материал насчёт несоблюдения Советским Союзом советско-германского пакта.
Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось, Советским правительством дан нашим войскам, приказ — отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей Родины.
Эта война навязана нам не германским народом, не германскими рабочими, крестьянами и интеллигенцией, страдания которых мы хорошо понимаем, а кликой кровожадных фашистских правителей Германии, поработивших французов, чехов, поляков, сербов, Норвегию, Бельгию, Данию, Голландию, Грецию и другие народы.
Правительство Советского Союза выражает непоколебимую уверенность в том, что наши доблестные армия и флот и смелые соколы Советской авиации с честью выполнят долг перед Родиной, перед советским народом, и нанесут сокрушительный удар агрессору.
Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В своё время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за родину, за честь, за свободу.
Правительство Советского Союза выражает твёрдую уверенность в том, что всё население нашей страны, все рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным сознанием к своим обязанностям, к своему труду. Весь наш народ теперь должен быть сплочён и един, как никогда. Каждый из нас должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над врагом.
Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, ещё теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя товарища Сталина.
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!».
Всеобщая воинская
В тот же день было введено военное положение в западных районах страны и объявлена всеобщая воинская мобилизация. Для руководства военными действиями уже 23 июня была создана Ставка Верховного Главного командования, в которую вошли С. М. Будённый, К. Е. Ворошилов, Г. К. Жуков, Н. Г. Кузнецов, В. М. Молотов, С. К. Тимошенко, Верховным главнокомандующим был назначен И. В. Сталин. В вооружённых силах были организованы Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный и Южный фронты.
30 июня был создан Государственный Комитет Обороны СССР (ГКО), в руках которого была сосредоточена вся полнота политической, военной и экономической власти. Его возглавил И. В. Сталин. Решения комитета имели силу закона и были обязательны для всех граждан страны, предприятий, комсомольских организаций и органов власти. ГКО был расформирован только 4 сентября 1945 г., когда выполнил свою ключевую функцию по укреплению обороноспособности страны.
Государственный Комитет Обороны СССР — созданный во время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в СССР.
Войска вермахта пересекают границу СССР 22 июня 1941 г.
Несмотря на некоторые принятые накануне войны меры по повышению боеготовности войск и военно-морского флота, в полном объёме это выполнено не было, и нападение для нашей страны оказалось неожиданным.
Третий рейх использовал против СССР более 70% дивизий, более 75% артиллерии и миномётов, более 90% танков и боевой авиации, находившихся в его распоряжении. На территории страны развернулись приграничные сражения на всей протяжённости от Балтийского до Чёрного моря.
Благодаря созданному стратегическому преимуществу на направлениях главных ударов, фашистским войскам удалось прорвать советскую линию обороны, организованную вдоль границы. Основные усилия нацистов были направлены против Западного фронта, который был окружён и разгромлен. Из 650 тыс. бойцов, входивших в состав фронта, погибли или попали в плен около 420 тыс.
Юго-Западному фронту — самой мощной группировке советских войск — сначала удалось избежать окружения. Позднее войска фронта попали в кольцо под Киевом, и в плену оказались более 500 тыс. человек. Окончательно войска фронта были окружены в ходе Харьковской операции 1942 г., советские потери составили до 240 тыс. человек (по немецким данным — более 350 тыс. человек).
В результате первых недель войны войска противника заняли часть территории Белоруссии, западные области Украины и часть Прибалтики.
Особое место в боях близ границы занимает оборона Брестской крепости.
22 июня, ровно в четыре часа утра, германская артиллерия начала обстрел города Бреста и крепости. Суммарно более 7 тыс. снарядов калибром более 100 мм обрушилось на жителей и защитников крепости. Против 9 тыс. бойцов гарнизона выступили 15 тыс. человек 45-й пехотной дивизии, усиленной осадной артиллерией, в том числе двумя мортирами «Карл» калибром 600 мм. Поистине героическая оборона длилась до 23 июля, когда состоялся последний задокументированный бой. Оборону крепости возглавили майор П. М. Гаврилов, капитан И. Н. Зубачёв и полковой комиссар Е. М. Фомин. Оборонявшиеся пытались организовать прорыв из окружения, кому-то это удалось, но более 7 тыс. человек, включая семьи офицеров, попали в плен. На «Большой земле» о героическом подвиге узнали лишь в феврале 1942 г., когда были захвачены документы одной из немецких воинских частей, которая участвовала в штурме крепости.
Летне-осенняя кампания
Советские войска потерпели поражение в приграничных сражениях, и поэтому нацистское командование сохранило стратегическую инициативу. Оборона страны продолжалась по направлениям ранее организованных фронтов.
По итогам оборонительной операции в Заполярье и Карелии советским войскам удалось отстоять военно-морские базы Северного флота, Мурманска, ставшего ключевым пунктом в поставках союзников. Получилось сохранить и железнодорожное сообщение с этим единственным незамерзающим портом и отрезать финнам возможность взять Ленинград.
В июле 1941 г. началась Ленинградская стратегическая оборонительная операция, не достигшая своих целей.
8 сентября германские войска блокировали Балтийский флот и Ленинград, принуждая его к капитуляции.
С 10 июля по 10 сентября длилось Смоленское сражение, сочетающее в себе оборонительные и наступательные операции. Оно стало одним из самых кровопролитных сражений за всю войну. Красная армия обескровила свои самые боеспособные механизированные части и на некоторое время смогла задержать продвижение немцев к Москве. Ценой огромных потерь (до 750 тыс. погибшими, ранеными и без вести пропавшими) Смоленское сражение стало одним из важнейших шагов к срыву плана «Барбаросса». В этой битве сформировалась советская гвардия — 100-я и 127-я стрелковые дивизии за отличие в боях стали 1-й и 2-й гвардейскими дивизиями.
Осенью началась Донбасско-Ростовская стратегическая оборонительная операция, на первом этапе которой советские войска были отброшены на 300 км к Ростову-на-Дону. Однако, сумев организовать устойчивую оборону, войска Южного фронта сорвали немецкие планы по захвату Кавказа и Ростова-на-Дону.
На осень 1941 г. приходятся оборона Одессы и начало Второй обороны Севастополя. 73-дневная оборона Одессы сковала немецкие войска группы армий «Юг». Из Одессы была вывезена часть гражданского населения и предприятия, войска без потерь были эвакуированы в Севастополь. В октябре противник подошёл к Севастополю, героическая оборона которого продолжалась до июля следующего года. Как в Крымскую войну, город выдержал несколько штурмов, находясь под постоянным обстрелом вражеской артиллерии в кольце блокады. Потеря советскими войсками Севастополя позволила немцам продолжить наступление на Волгу и Кавказ.
Конец формы
Битва за Москву
С 30 сентября 1941 г. по 20 апреля 1942 г. шли боевые действия на московском направлении, известные под кодовым немецким названием «операция „Тайфун“». К осени сложилась ситуация, когда противник имел реальный шанс проложить дорогу к Москве, действуя с юго-запада силами механизированных подразделений. Для обороны рубежей столицы пришлось привлечь курсантов нескольких училищ из Подольска, которые встали в строй рядовыми бойцами. В этом сражении советские войска потеряли до 1 млн человек, включая порядка 688 тыс. человек, которых противник окружил и взял в плен под Вязьмой и Брянском. В бой вступили дивизии народного ополчения из жителей города, которые встретили врага в гражданской одежде, вооружённые порой винтовками прошлого века, включая трофейные. К строительству оборонительных рубежей привлекали мирных жителей, в основном женщин. Оборону столицы возглавил Г. К. Жуков (1896–1974).
В ноябре 1941 г. вермахт предпринял последнюю попытку взять город. В бой отправились части, которые участвовали 7 ноября в параде, посвящённом годовщине Великой Октябрьской революции. Под Москвой были собраны все возможные подразделения, прибывшие со всех концов страны, от Дальнего Востока до Казахстана. Противника удалось остановить на расстоянии чуть более 20 км от Кремля. Противник исчерпал все свои резервы и был вынужден прекратить наступление. Именно в этот момент, точно оценив обстановку и сохранив столь необходимые резервы, советское командование начинает контрнаступление.
5 декабря 1941 г., не имея преимущества в живой силе, танках, орудиях и миномётах. Красная армия начала контрнаступление под Москвой. К нему относятся наступательные операции, проведённые в районе Калинина, Клина и Солнечногорска, Наро-Фоминска, Ельца, Тулы, Козельска, Ржева и Вязьмы. Целью последней операции было уничтожение войск противника группы армий «Центр». В ходе контрнаступления немецкие части были отброшены на 100–250 км от столицы, вермахт понёс ощутимые потери. Однако и советскому командованию не удалось уничтожить основную группировку противника и перехватить стратегическую инициативу.
Причины поражения советских войск на первом этапе войны
Сила, внезапность и военное превосходство противника были столь велики, что в приграничной полосе советские войска потеряли до 67% стрелкового оружия, до 90% орудий, миномётов и самолётов, до 91% танков и САУ. Было крайне тяжело выстоять под таким ударом.
Начальный период войны оказался неудачным для СССР. Принято выделять объективные и субъективные причины.
Объективные причины
Германия и её союзники обладали материальным преимуществом, которое обеспечивалось, в том числе экономикой оккупированных территорий. 11стран Европы, включая мощных промышленных гигантов — Францию и Чехословакию, экономически поддерживали вермахт. Материальная база Третьего рейха превосходила материальную базу СССР в 2–2,5 раза. В пересчёте на людские ресурсы 400 млн человек объединённой вокруг Германии Европы были противопоставлены 197 млн населения СССР.
Германскую экономику заблаговременно перевели на военные рельсы. Военные расходы нацистов составляли до 67,6% бюджета Германии, в то время как в Советском Союзе эти цифры не превышали 18,7% в 1938 г. и 32,6% в 1940 г. Военное имущество завоёванных стран немцы также использовали, чтобы поддерживать свои дивизии. В это же время советские войска, находящиеся у границы, были обеспечены радиостанциями менее чем на 30% от необходимого.
В 1941 г. основные экономические усилия СССР были направлены на эвакуацию и возобновление производства на востоке страны. Страна испытывала дефицит буквально всего: оборудования, материалов, топлива, специалистов.
Военный блок, во главе которого Германия вторглась на территорию СССР, включал в себя Болгарию, Венгрию, Испанию, Италию, Румынию, Финляндию и Японию. Советский Союз, напротив, ни к одному блоку не принадлежал. При этом японская угроза заставляла советское руководство держать на востоке страны от 30 до 40 дивизий.
У вермахта был богатый опыт боевых действий: два года успешных боёв с применением современной техники и стратегии. Советский Генеральный штаб опирался на старую военную доктрину, не учитывающую современную специфику ведения войны.
Субъективные причины
Игнорирование разведывательной информации о времени нападения также приписывается Сталину. Здесь можно заметить, что от разведки ещё в 1939 г. поступали достоверные сведения о планах вторжения Англии и Франции в СССР. Сведения о нападении Германии поступали на протяжении всего 1940-го и первой половины 1941 г., в том числе и те, передача которых была запланирована ведомством Й. Геббельса — министра пропаганды.
Недостатки в строительстве вооружённых сил, в частности танковых войск, стали одними из главных ошибок в разработке системы организации и управления механизированными войсками. Наработки 1935–1937 гг. были признаны некорректными и просто ликвидированы за ненадобностью, что привело к значительной потере времени и средств.
Оборонительная военная доктрина была разработана ещё в 1920-е гг. и предполагала переход к наступательным действиям на территории противника после успешной обороны, что, как мы знаем, на практике так и не было реализовано. Причиной этого, вероятно, было то, что с 1936 по 1940 г. сменилось пять начальников Генерального штаба. Оборонительная линия на старой границе не была достроена, когда пришлось создавать новый укрепрайон на границе, сдвинувшейся после присоединения стран Прибалтики, территорий Западной Белоруссии и Украины, а также Бессарабии на 350 км на запад.
Кроме того, советское руководство проводило репрессии в армии и на флоте. Историки до сих пор ведут спор о количестве жертв и последствиях репрессий. Однако можно утверждать, что наиболее болезненно репрессии сказались на самом верхнем эшелоне управления вооружёнными силами. В предвоенный период было расстреляно много представителей высшего руководства армии и флота, включая 3 маршалов из 5, 13 командармов из 15, 8 из 9 адмиралов, 27 из 50 командующих корпусами, 154 из 186 командующих дивизиями, 25 из 28 корпусных комиссаров. Всего к высшей мере наказания были привлечены 579 человек из 733 высших командиров и политработников. Расстрелы продолжались и после начала войны.
Теоретическая и практическая подготовка командиров Красной армии оставалась довольно низкой. С 1935 г. до начала войны Красная армия увеличилась в численности в пять раз, квалифицированных специалистов катастрофически не хватало. Лишь 7% имели высшее образование, а 37% не имели специального военного образования вообще.
Советский народ ответил врагу единым могучим сопротивлением, стоял в полном смысле этого слова насмерть, защищая отечество.
Тяжелая кровопролитная война, длившаяся 1418 дней и ночей, завершилась 9 мая 1945 года полным разгромом стран фашистского блока. Общие людские потери СССР в ходе войны составили 26,6 миллиона человек. Из них около 8,7 миллиона погибли на полях сражений, 7,42 миллиона человек были преднамеренно истреблены нацистами на оккупированных территориях, более 4,1 миллиона погибли от жестоких условий оккупационного режима. 5,27 миллиона человек были угнаны на каторжные работы в Германию и сопредельные с нею страны, пребывавшие также под немецкой оккупацией. Из них вернулись на родину чуть больше половины – 2,65 миллиона человек, более 450 тысяч иммигрировали, 2,16 миллиона человек погибли и умерли в плену.
Потери СССР составили 40% всех людских потерь во Второй мировой войне.
Около одного миллиона советских воинов отдали свои жизни при освобождении народов Европы. Согласно заключению Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, оккупанты полностью или частично разрушили свыше 1,7 тысячи городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень СССР, только прямой материальный ущерб государству и населению составил 679 миллиардов рублей (в ценах 1941 года).
Понесенные страной людские потери и материальный ущерб от немецко-фашистской агрессии ни с чем несравнимы. История еще не знала таких разрушений, варварства и бесчеловечности, каким отмечен путь гитлеровцев по советской земле. Вот таким осталось – «Войны, глубокое наследие» после Великой Отечественной войны.
Вечная память Героям!