Лекция «Мастер оружейного дела – Евгений Драгунов»

СВД — оружие тех, кто по-русски называется пехотным снайпером, а по-английски — designated marksman (назначенный стрелок) или просто marksman. Основное различие — дистанция снайперского выстрела начинается примерно с 500 метров. Предел дальности марксмана — максимум 700 метров. Он действует исключительно в интересах своего отделения, уничтожая вражеских пулеметчиков, гранатометчиков, связистов, офицеров. О жизни и деятельности разработчика этого вида вооружения — Евгения Драгунова, 19 июня 2024 года в ходе состоявшейся лекции рассказала слушателям Илясова Д. – научный сотрудник Мемориального комплекса Славы им. А. А. Кадырова.

 Евгений Драгунов родился 20 февраля 1920 года в Ижевске. Оружейниками были и его отец, и дед. Драгунов окончил школу-семилетку и Ижевский индустриальный техникум. Для СССР той поры — вполне приличное образование. Достаточно сказать, что в ложевом (там делали деревянные части ружей) цехе Ижевского машиностроительного завода, куда он попал по распределению, Драгунов оказался первым, кто имел техническое образование.

         В 1939 году он был призван в Красную армию. Шесть лет служил старшим оружейным мастером Дальневосточного артиллерийского училища, где отвечал за исправность двух тысяч винтовок, пулемётов, личного оружия офицеров.

         В январе 1946 года Евгений Драгунов вернулся на «Ижмаш» и стал работать техником-исследователем. Затем его назначили инженером-конструктором, а еще позже — ведущим инженером. За 40 лет трудовой деятельности Драгунов участвовал в разработке и создании 50 образцов боевого, спортивного и охотничьего оружия. 39 из них выпускались или выпускаются серийно. Например, вполне современный пистолет-пулемёт «Кедр» (конструкция Драгунова).

         Увлечение спортивной стрельбой и охотой помогло ему разработать не одну спортивную винтовку. Многие советские спортсмены выигрывали соревнования и устанавливали мировые рекорды именно с его оружием.

         По воспоминаниям его сына Михаила, главной проблемой винтовки для биатлонистов были не собственно стрелковые элементы оружия. Сложнее оказалась подвеска — приспособление, при помощи которого винтовка крепится за спиной лыжника и не бьет его по голове при беге. «У отца в конструкторском бюро, — вспоминал он, — работал инженер, увлекающийся лыжным спортом. И он все образцы испытывал на себе: надевал винтовку за спину и имитировал движения биатлониста».

         Евгений Драгунов умер 4 августа 1991 г., но его оружие актуально по сей день. В первую очередь — снайперская винтовка Драгунова (СВД).

         До 60-х годов ХХ в. советские снайперы использовали наследие Великой Отечественной войны: трехлинейные винтовки Мосина образца 1891/1930 гг. Конструктивно они ничем не отличались от обычных пехотных винтовок, разве что были снабжены оптическим прицелом. В «снайперки» попадали так: при поступлении из арсенала партии винтовок их проверяли на кучность боя. Лучшие (как правило, 1 из 20) определяли для прицельной стрельбы.

         Несмотря на почтенный возраст оружия, до поры трехлинейки всех устраивали. Потом в СССР изменилась концепция использования пехоты на поле боя. Было решено, что мотострелковое отделение будет воевать куда лучше, если в его составе будет собственный снайпер. Как и прочие в отделении, снайпер проходил в Советской армии срочную службу, поэтому речи о его блестящей подготовке не было. Да она была такому снайперу и не нужна, вполне хватало стандартной пехотной «учебки». Тут, однако, необходимо сделать небольшое отступление.

         В России под термином «снайпер» обычно понимается высококлассный профессионал, который умеет маскироваться на местности, может часами лежать в засаде без движения. Он ведет дуэли с вражескими снайперами, в которых побеждает тот, у кого крепче нервы. Короче, что-то среднее между легендарным сталинградским Василием Зайцевым (кстати, он участвовал в войсковых испытаниях СВД) и персонажем американского фильма «Снайпер» в исполнении Тома Беренджера. Так вот: винтовка Драгунова была создана не для них.

           Во время войны в Афганистане сержант Владимир Ильин убил главаря моджахедов на расстоянии 1350 м. Кстати, во время той войны СВД в войсках за характерную форму приклада прозвали «веслом».

         Обо всем этом 38-летний конструктор Драгунов не знал, когда в 1958 г. Главное ракетно-артиллерийское управление (ГРАУ) Советской армии объявило конкурс на новую самозарядную снайперскую винтовку. Одним из его участников стал Евгений Драгунов, уже имевший опыт создания высокоточных спортивных и винтовок.

         Помимо Драгунова, в конкурсе принимали участие такие известные конструкторы, как Симонов, Константинов, Баринов и Калашников. Последний представил на конкурс винтовку, созданную на базе АКМ. Но все они проиграли.

         Главный секрет успеха СВД — это грамотная формулировка тактико-технических требований: военные четко знали, какой им нужен инструмент для выполнения боевых задач, — отзывался об отцовском оружии Михаил Драгунов, сам оружейник. — Ну а второе — конструктор смог правильно реализовать все эти технические требования в конструкции».

         Однако потребовались еще 5 лет доработок и испытаний, прежде чем винтовка Драгунова была принята на вооружение Советской армии и запущена в серийное производство.

         СВД стала первой в мире серийной самозарядной снайперской винтовкой, специально разработанной для этой цели. До сих пор, помимо России, она официально состоит на вооружении армий 26 стран. СВД снималась во множестве фильмов. В «Рэмбо-3» из нее стрелял персонаж Сильвестра Сталлоне, в «Людях Х» — Росомаха. Из наших — «Блокпост», «Война», «Девятая рота». А в фильме «Ворошиловский стрелок» СВД вообще играет самостоятельную роль оружия возмездия.