Лекция «Лучшие автомобили Великой Отечественной войны» «29 мая — День военного автомобилиста. Подвиг автомобилистов блокадного Ленинграда»  

29 мая 2024 года в Мемориальном комплексе Славы им. А. А. Кадырова состоялась лекция, приуроченная Дню военного автомобилиста. Научный сотрудник – Хамурзаев И. С. рассказал обучающимся Средней общеобразовательной школы № 3 с. Бердыкель о том, какой вклад внесла Советская автомобильная промышленность в Победу над гитлеровской Германией.

В своем выступлении лектор отметил, что роль автомобильного транспорта в годы Великой Отечественной войны переоценить трудно. Огромный объем грузоперевозок, равный 625 млн тонн грузов, происходивший зачастую в условиях боевой обстановки, днем и ночью, в мороз и распутицу, говорит сам за себя. А мужество водителей и массовый их героизм, проявленный на фронте и в тылу, достойны вечной памяти и уважения потомков.

Индустриализация, проведенная в СССР в 30-е годы, предусматривающая создание крупных автомобильных производств в Горьком и Москве, в рекордный исторический срок позволила обеспечить народное хозяйство и армию грузовыми автомобилями, сформировать новую отрасль – автомобильный транспорт, а также существенно поднять уровень моторизации армии. В 1937 году по выпуску грузовых автомобилей (180 тыс. за год) наша страна вышла на первое место в Европе, опередив такие страны, как Англия, Франция и Германия. Планировалось, что уже в 1942 году общий выпуск автомобильной техники в СССР достигнет 400 тыс. ед., причем, начиная с этого года, начнется производство моделей нового поколения, существенно более производительных и экономичных. Война разрушила эти планы. Четыре завода автомобильной отрасли СССР (московские ЗИС и КИМ, горьковский ГАЗ и ярославский ЯАЗ) должны были срочно переориентироваться для нужд фронта, включая освоение выпуска новой военной продукции.

Московский завод им. Сталина выпускал 3-тонные грузовики ЗИС-5, 4-тонный, 3-осный ЗИС-6, газобаллонный ЗИС-30 и газогенераторный ЗИС-21. Полноприводный 2-осный ЗИС-32 только начали осваивать, более современные модели проходили испытания и стадию подготовки к производству. Когда враг подошел к воротам столицы, было принято решение об остановке автомобильного производства и эвакуации оборудования и сотрудников предприятия в города Миасс, Ульяновск, Шадринск, Челябинск, Троицк и Ирбит. Всего в тыл было отправлено 12 800 единиц оборудования на 7708 вагонах и платформах. С завода было эвакуировано 6907 рабочих, инженерно-технических работников и служащих, а с членами их семей – 14 166 человек. Кадры московского ЗИСа стали основой новых коллективов автозаводов на востоке СССР. В распоряжении директора московского ЗИСа И.А. Лихачева был специальный самолет, курсирующий между автозаводами Урала, Поволжья и Москвы.

О сложностях армейской службы военных водителей написано много. Нельзя не напомнить лишь о «Дороге жизни», организованной по льду Ладожского озера для эвакуации горожан и доставки в осажденный Ленинград продуктов и боеприпасов. Зимой 1941 – 1942 г.г. на ледовой трассе работало около 4 тысяч автомобилей (преимущественно ГАЗ-ММ и, в меньшем количестве, ЗИС-5), ведомых мужественными шоферами. Их титаническую работу писательница-блокадница Вера Инбер в своем «Ленинградском дневнике» отметила как «святой труд».

Отдельно стоит воздать должное полуторкам ГАЗ-АА и -ММ, которые были значительно легче, чем трехтонки ЗИС-5, и могли ходить по более тонкому льду, открывая и закрывая «навигацию», не говоря уже о том, что реже проваливались под лед. В особо критические дни, когда в Ленинграде оставался запас хлеба на 3–4 дня, ушедшие на дно Ладоги полуторки с мукой, так и недоехавшие до города трех революций, удавалось поднимать при помощи несложных механизмов, закрепленных на деревянных плотах вокруг полыньи. И все же трудно вообразить физическую сложность подобных операций на лютом морозе под бомбежками, но поистине стратегический груз этих полуторок, который потом высушивали и пекли из него драгоценный хлеб, стал спасительным для сотен тысяч ленинградских блокадников, благодаря ему сумевших стойко пережить все ужасы смертельного голода. «Дорога жизни» зимой 1941/42 года просуществовала 142 дня с ноября 41-го по апрель 42-го. За это время автомобили доставили в город Ленина 361 тыс. тонн грузов, прежде всего продовольствия (262 тыс. т), и эвакуировали более 550 тысяч человек. Всего в 1941–1943 гг. по Дороге Жизни в Ленинград перевезли более 1,6 млн тонн грузов и эвакуировали около миллиона Ленинградцев, в основном, детей.

С самого начала Великой Отечественной войны автомобили являлись ее очень важной и неотъемлемой частью. С помощью одних машин перевозилось продовольствие и боеприпасы, другие осуществляли перевозку людей, были и такие, которые использовались непосредственно в бою, причем в самых горячих точках. В преддверии Дня Победы мы сделали подборку наиболее значимых боевых машин того времени с их подробными характеристиками.

ГАЗ – АА — самый массовый грузовик СССР. «Полуторка» легла в основу многих специализированных боевых машин, в том числе даже легких танков и бронеавтомобилей.

Интересный факт: именно из «полуторок», отличающихся относительно небольшим весом, состояли караваны, двигающиеся по «Дороге жизни» в период блокады Ленинграда.

ЗИС – 5 — второй по массовости грузовик в Советском Союзе. Во время войны широко применялся в качестве транспортного автомобиля, артиллерийского тягача, базового шасси для различных специальных машин.

Интересный факт: именно с этого грузовика начинался советский автоэкспорт — в 1934 году, в первые в истории СССР, за границу (в Турцию) было отправлено 100 ЗИС-5.

Студебеккер US6 — самый массовый грузовой автомобиль, поставляемый в СССР из-за рубежа (из США) в период ВОВ. Служил основным шасси для легендарной «Катюши». Интересный факт: Из-за несовпадения параметров двигателя существующим стандартам США Studebaker US6 никогда не стоял на вооружение американской армии.

ГАЗ-64 — Первый советский вездеход массового производства. В годы войны предназначался для использования в качестве командирского автомобиля и лёгкого артиллерийского тягача. Интересный факт: разработка ГАЗ-64 была проведена всего за 51 день, благодаря широкой унификации джипа с автомобилями схожего класса, которые выпускались в то время серийно.

БА-64 — первый советский серийный полноприводный бронеавтомобиль. Единственная машина этого класса, принятая на вооружение в годы войны.

Интересный факт: Несмотря на то, что бронеавтомобиль предназначался в первую очередь для разведывательных операций, лишь треть из них была оснащена рациями.

ГАЗ-61 — легковой полноприводный двухосный автомобиль, использовался в годы войны высшим командным составом Красной Армии.

Интересный факт: модификация ГАЗ-61-73 стала первым в мире легковым полноприводным автомобилем, выполненным с закрытым кузовом седан.

В завершение встречи организатор отметил, что на территории Мемориального комплекса Славы им. А. А. Кадырова находится один из представителей самых массовых грузовиков  — ГАЗ – АА, прозванный в народе «полуторкой». Автомобиль находится в рабочем состоянии и в День Победы принимает участие в торжественном параде.

Мероприятие завершилось ответами на вопросы участников и памятными фотографиями.