Лекция «С чего начинается музей?»

Музей (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. 18 мая 2024 года в Мемориальном комплексе Славы им. А. А. Кадырова состоялась лекция, слушатели которой узнали об истории основания музеев и их классификации. Организатором встречи выступила научный сотрудник – Берснукаева З.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

Действия музея:

· формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

 · формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;

 · развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

 · формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

· развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей. Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение MUSEION на русский язык буквально переводится как храм муз.

Однако музей греков был отличным от нашего понимания этого выражения. В античности это заведение рассматривалось как место познания окружающего мира, всевозможных раздумий. Наиболее известным считался музей в Александрии, созданный Птолемеем Сотером в 280 году до н.э. Здесь находилась самая крупная библиотека древности, которой пользовались многие ученые того времени. В те же времена существовали прототипы современных музеев, т.е. собрания определенных предметов. Именитые аристократы, собирающие в своих домах дорогие предметы искусства, ювелирные работы мастеров, стремились выделиться. Так владельцы красивых вещей отделяли себя от низших варваров. Музей был одним из способов самовыражения.

 — Какие бывают музеи? Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»

Варианты ответов. Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.

На сегодняшний день принято выделять следующие типы музеев:

 · художественные,

 · исторические,

 · естественнонаучные,

· технические,

· литературные,

 · мемориальные,

 · краеведческие.

Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени. Музейным экспонатом или музейной ценностью может стать:

· любой предмет из окружающего мира, если он помогает представить время, в которое создан и «жил»,

 · уникальное создание природы,

 · предмет, хранящий память о выдающемся человеке или событии,

 · прекрасное творение рук человеческих (техническое сооружение, картина, скульптура, парк).

Коллекция музейных экспонатов может рассказать нам больше, чем одна вещь о своем времени, владельцах. В музее есть подлинные экспонаты и копии экспонатов. Подлинник – это вещь, свидетельство эпохи. Копия во всем похожа на подлинник. Копия необходима музею, если подлинник нельзя держать на свету, на открытом воздухе, если она заменяет утраченную часть ветхого подлинника. Поэтому в музеях рядом с экспонатом указано, подлинная ли она. Но даже самая точная копия не может заменить подлинную вещь.

 Почему вещи попадают в музей?

 Причины: 1. Красота — родная, русская, — чужая, иноземная.

2. Память — о важном событии, — о великом или ужасном человеке, — об обычаях, образе жизни — русских, — иноземных.

3. Мастерство (технический прогресс) — русское, — иноземное.

 4. Древность.

 5. Диковинка, редкость (раритет).

 6. Реликвия (всеми почитаемая вещь, вещь-символ).

 7. Часть коллекции.

8. Вещь, воскресшая под рукой реставратора.

С развитием компьютерной техники и Интернета появились также виртуальные музеи на CD-ROM или в Интернете.

В 1946 году была создана международная организация ICOM (англ. International Council of Museums) для поддержки и развития деятельности музеев. Эта организация включает в себя более 27 500 участников из 115 стран мира и тесно работает с ЮНЕСКО и другими международными организациями.