8 апреля 1944 года началась Крымская наступательная операция – одна из самых значимых в истории Великой Отечественной войны. За 35 дней полуостров был полностью очищен от противника. За этот, в общем-то, небольшой срок советские войска и силы флота потеряли почти 18 тысяч убитыми и 67 тысяч ранеными. И если свободу Крыма можно измерить в цифрах, то именно это – её цена.
Сам фюрер называл Крым «вторым Сталинградом» – удерживать его было задачей стратегической и идеологической. Советские войска предпринимали попытки освободить Крым и ранее – в декабре 41-го началась Керченско-Феодосийская десантная операция, которая закончилась трагедией. Отступая, 13 тысяч красноармейцев укрылись в шахтах Аджимушкайских каменоломен под Керчью. Что было там – знают даже те, кто не слишком углубляется в историю: завладев каменоломнями после долгих месяцев осады, немцы взяли в плен лишь 48 человек. Остальные погибли.
«Дышать нечем, противогаз тоже отказывает, начинает хлор просачивать. Сегодня как никогда усиленно душит – на каждом выходе бросает шашки и гранаты. Вновь раздирающие вопли, зовущие на помощь. Жертвы, жертвы. Смерть так близка, а умирать все-таки неохота, именно вот в этой готовой могиле. Ведь это смерть хорька, которого душат дымом, как вредителя огородных культур, а мы же люди…»,
– из дневника политрука 83-й мотострелковой бригады Александра Сарикова, погибшего в каменоломнях.
Кажется, слово «люди» применительно к славянским народам и особенно к гражданам Советского Союза вне зависимости от их национальности вообще не вписывалось в концепцию Третьего рейха. За время оккупации Крыма здесь, как и на многих других занятых немцами территориях, чинились расправы, зверства, истреблялось мирное население: убивали ради забавы, из скуки, издевались, расстреливали целыми семьями – женщин, стариков, детей.
К 1944 году об этом уже знали наверняка, а поэтому боевой дух Красной армии был не просто на подъеме – он достиг апогея. Не было чужих бед, чужих детей, чужих страданий – была одна общая на всю страну ненависть. И она была оправданна.
Впоследствии генерал-майор Г.Ф. Малюков вспоминал о доставке припасов через озеро Сиваш: «…бурлаки таскали нам продовольствие, фураж, снаряды и орудия. Этот мучительный труд может выдержать только русский солдат немец сдох бы […]. Вода соленая, проедает все. Несмотря на это он тянет день и ночь».
К моменту начала операции войска генерала Ф.И. Толбухина и А.И. Еременко уже заняли плацдармы на севере и востоке Крыма. Их цель – раздробить и уничтожить 17-ю армию вермахта под командованием генерал-полковника Э. Енеке. К слову, когда, обобщая, мы говорим о сражениях против немцев, не лишним будет напомнить, что из 12 дивизий Енеке – семь были румынскими.
Наступающая советская группировка превосходила силы противника более чем вдвое: она насчитывала 470 тысяч человек, 5982 орудия и миномета, 559 танков и САУ, 1250 самолетов.