День работника культуры — профессиональный праздник работников культуры РФ. Отмечается ежегодно 25 марта. В более широком смысле под работниками культуры подразумеваются люди творческих профессий, деятели искусства, а также хранители и популяризаторы культурного наследия. 25 марта 2024 года в Мемориальном комплексе Славы им. А. А. Кадырова состоялась беседа, приуроченная ко Дню работника культуры России. Организатором мероприятия выступил научный сотрудник-Хамурзаев И.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал 27 августа указ о «Дне работника культуры». Этот день стал общим профессиональным праздником для тех, кто отмечал ранее, независимо друг от друга, день российской печати, международный день памятников и исторических мест, день музеев, день писателя, день театра, всемирный день книг и авторского права и другие подобные даты. Впервые День работников культуры начал отмечаться в Наро-Фоминском районе Московской области. По инициативе журналиста, поэта и композитора Игоря Герасимова и режиссёра Оксаны Акацковой, которых поддержала начальник управления культуры Наро-Фоминского района, заслуженный работник культуры РФ Ольга Тихонова, первый профессиональный праздник работников культуры отметили 14 февраля 1996 года в День всех влюблённых. Была учреждена премия «Открытое сердце», которой награждались в этот день лучшие работники культуры Наро-Фоминского района на протяжении 15 лет. День работников культуры не является нерабочим днём, если, в зависимости от года, не попадает на выходной.
Театр как архитектурное сооружение всегда приспосабливался к культуре и времени, в котором строился. Он возник как отклик на нужды театрального искусства — требовалось удобно разместить большое количество зрителей, с появления которых и начинается история театра как зрелищного искусства. Как особый тип строений театры появляются в Древней Греции. Сначала площадки для представлений обустраивались под открытым небом у подножия холмов без возведения специальных сооружений, использовались исключительно особенности рельефа. Внизу холма располагалась круглая площадка — орхестра, а на склонах размещались зрители — театрон (греч. θέατρον). Такая особенность расположения зрительских мест, сохранившаяся в большинстве современных театров, позволяла каждому видеть происходящее действие. Позднее отдельные части театрального здания стали делать из дерева, периодически меняя то, что приходило в негодность. Деревянные конструкции со временем стали заменять более долговечными каменными. Они представляли собой открытые сооружения с возвышением в центре (сценой) и рядами мест для зрителей, которые были расположены секторами так, что каждый следующий ряд находился немного выше предыдущего. Среди самых древних из сохранившихся греческих каменных амфитеатров — театр в Торико (Лаврион) и театр Диониса. Для проведения певческих и музыкальных состязаний, поэтических конкурсов и т. д. в Древней Греции и Древнем Риме строились специальные здания, которые назывались одеонами. Впоследствии использовалось для различных общественных целей. Римляне заимствовали методы строительства у древних греков, однако их меньше беспокоило место возведения построек. Они были готовы возводить стены и террасы вместо того, чтобы искать в окружающем ландшафте подходящее для устройства театра место. Аудиториум (греч. Auditorium, буквально «место, где слушают») стал местом сбора людей. Он иногда возводился на холмах или склонах, где было проще воссоздать ряды сидений в греческих традициях. Иногда возводились деревянные театры специально приуроченные к празднествам и уничтожались с их завершением. Первоначально сооружались временные подмостки из дерева. На помост вели три лесенки, по которым поднимались на сцену персонажи. Вместо фона имелась задняя стена с занавеской. Для зрителей перед сценой были расставлены скамьи. Первый постоянный театр был сооружен из камня около 55 года до нашей эры по инициативе полководца — Гнея Помпея Великого. Вместимость здания составляла 17 тысяч зрителей. К концу I в. до нашей эры, количество театров в Риме возросло до трёх, последние два из которых вмещали около 45 тысяч зрителей.
Особенностью древнеримского театрального здания являлось то, что здесь орхестра представляла собой полукруг. Ввиду отсутствия хора в римских пьесах, на орхестре рассаживались зрители, которые являлись представителями знати. К окаймленному портиком театру примыкала курия — зал заседаний сената Рима. Здание было трёхэтажным, с особым куполом — веларий для защиты от дождя и зноя. Амфитеатр поддерживался фундаментом со сводами. Выступление актёров происходило на так называемом просцениуме, особой площадке.
Музей — институция, занимающаяся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Культурно-образовательная деятельность — основное направление музея и важное звено музейной коммуникации. Музейные экспонаты несут в себе не только материальную, но и духовную ценность. Музеи играют большую роль в становлении и подготовке не только молодого поколения, но и людей всех возрастов. По своему профилю музеи делятся на естественно-научные (антропологические, биологические, ботанические, геологические, зоологические, минералогические, палеонтологические), исторические (общеисторические, военно-исторические, истории религии, историко-бытовые, археологические, этнографические), литературные, … Библиоте́ка (греч. βιβλίον «книга» + θήκη «хранилище» — учреждение, собирающее и осуществляющее хранение произведений печати и письменности для общественного пользования, а также ведущее справочно-библиографическую работу. В настоящее время всё большее количество книг оцифровываются и хранятся на электронных носителях, некоторые книги не печатаются и в бумажном виде их нет.
Библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденное в храме шумерского города Ниппур. В одной из гробниц близ египетских Фив был обнаружен ящик с папирусами времени II переходного периода (XVIII—XVII вв. до н. э.). В эпоху Нового царства Рамсесом II было собрано около 20 000 папирусов. Самая известная древневосточная библиотека — собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.).
Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего эллинистического мира. Александрийская библиотека являлась частью комплекса mouseĩon (музей)[3]. В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В mouseĩon входило 200 000 папирусов в Храме (почти все библиотеки античности были при храмах) и 700 000 документов в Школе. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.
В 2014 году Министерство культуры утвердило «Модельный стандарт деятельности общедоступных библиотек», согласно которому библиотека — это площадка для получения новых знаний, публичного обсуждения информации, проведения мероприятий, получения социально-значимых услуг.