Лекция «Писатели-декабристы»

21 декабря 2023 года, в рамках рубрики «Выдающиеся деятели культуры и искусства России», в Мемориальном комплексе Славы им. А. А. Кадырова состоялась лекция на тему «Писатели-декабристы», организованная для учащихся Средней общеобразовательной школы № 20 им. Ташухаджиева М.  На мероприятие была приглашена поэтесса Дахаева Р. М.  Организатором встречи выступила научный сотрудник — Азиева Л.М.

Писатели и поэты-декабристы.

Декабристы в основной своей массе – это молодые люди, вернувшиеся из заграничных походов, усвоившие с детства высокий строй мыслей, высокие идеалы, желавшие стать русскими римлянами. Они захотели сделать свои передовые идеи стилем жизни, тем более что, как показывал исторический опыт, перевернуть судьбу России было обычным делом. Не удивительно, что в их среде оказалось множество перспективных талантливых поэтов.

Кондратий Федорович Рылеев (1795–1826) – наиболее известный представитель поэтов-декабристов, видный деятель движения. Все, что Рылеев знал и умел в литературном плане – плоды самообразования. Не сделавший военной карьеры честолюбивый офицер понял, что успеха надо добиваться иным путем. Он много читал, имел вкус к поэзии. Им написана поэма «Войнаровский». Кондратий Федорович быстро вошел в литературные круги Петербурга, стал успешным издателем, журналистом и коммерсантом. Громко прозвучавшее его произведение, написанное в 1820 году, сатира на Аракчеева «К временщику». Кондратий Федорович имел литературные контакты и обмен мнений с Пушкиным.                                                                   —  После подавления восстания казнен в Петропавловской крепости.

 Владимир Федосеевич Раевский (1795–1872) – единственный декабрист «без декабря», так называемый политический лирик. Раевский был участником войны 1812 года.

Он же стал первым разоблаченным участником заговора – в 1822 году заключен в крепость за пропаганду среди солдат. С 1827 по 1856 год находился на поселении в Сибири. Раевский не был поэтом-профессионалом, но лучшие его произведения, дышащие революционной патетикой – «Песнь воинов перед сраженьем», «Послание Г. С. Батенькову», стихотворения «Думы» и «Предсмертная дума» – производили сильное впечатление на современников.

Раевский был личным другом Пушкина, ему адресованы стихотворения «К друзьям в Кишиневе», «Певец в темнице». Поэзия Раевского отличается революционным характером, решительным утверждением гражданского долга.

Умер на поселении, дожив до преклонных лет.

 Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1799–1846) – лицейский друг А. С. Пушкина, настоящий русский Дон Кихот. По окончании лицея Кюхельбекер был зачислен в коллегию иностранных дел, но его больше привлекало сочинительство и педагогика. Вспыльчивый характер мешал ему закрепиться на одном месте – и в русской зарубежной миссии, на военной службе. С 1815 года Кюхельбекер публикует стихи в разных журналах, занимается издательским делом. Его перу принадлежат следующие сочинения: пасхальный гимн «Душа моя, ликуй и пой», трагедия «Аргивяне», «Смерть Байрона», «Шекспировы духи», «Ижорский». Восстание декабристов трагически предопределило его судьбу. Ослепнув в ссылке, он продолжал начитывать письма друзьям и стихи, переводы и этнографические очерки, духовные стихи, наиболее трогательный из них – «Повсюду вижу Бога моего». Умер в 49 лет в Тобольске от чахотки, позабытый единомышленниками. Александр Иванович Одоевский (1802–1839) примыкал к радикальной части Северного общества декабристов. После поражения декабристов, добровольно явился к петербургскому обер-полицмейстеру. 10 лет провел в заключении и на поселении, где и обнаружился его талант. Александр Иванович написал ответ на известное послание в Сибирь А. С. Пушкина «Струн вещих пламенные звуки». Широко известны его стихотворения «Василько», «Зосима», «Старица-пророчица» (1829), а также «Моя Пери», «Брак Грузии с Русским царством», написанное на Кавказе. Усиление философского начала в лирике Одоевского сближает её с Лермонтовской линией в русской поэзии. Его перу принадлежит известная строчка «Из искры возгорится пламя».

Умер на Кавказе от лихорадки. Федор Николаевич Глинка (1786–1880) до восстания 1825 года стремился вовлечь в общественную деятельность как можно больше людей. Он был молодым проповедником, который и на бал ходил с конспектом, как на кафедру, был одним из самых активных и исключительно благородных людей, практически нищим гвардии полковником.

После неудачи восстания почти год провел в заключении. Затем был сослан в Петрозаводск.

В 30-е годы ярко проявился талант Глинки как духовного поэта. Он издает «Опыты священной поэзии», а в 1839 году – «Духовные стихотворения». Самая объемная его стихотворная вещь – описательная поэма в четырёх частях «Карелия, или заключение Марфы Иоанновны Романовой», о которой Пушкин оставил одобрительный отзыв. Наиболее известны стихотворения Ф. Глинки «Тройка» («Вот мчится тройка удалая…») и «Песнь узника» («Не слышно шуму городского…»), лёгшие в основу популярных народных песен.

До последних дней сохранил живость характера и ясность ума.

Павел Александрович Катенин (1792–1853) входил в круг поэтов, для которых был характерен интерес к поэзии классицизма, предпочтение высоких тем и жанров, обращение к античной и восточной тематике, декабристский романтизм в гармоничном сочетании с речевым новаторством. Павел Александрович разрабатывал в балладах так называемый простонародный стиль. Еще в конце 1810-го года П. А. Катенин написал революционный гимн на мотив революционной песни 1791 года. Пушкин отдавал должное живому уму и литературным способностям Павла Александровича.

 Александр Александрович Бестужев (1797–1837) успел занять видное место в литературе до восстания 14 декабря. Он входил в рылеевскую группу, члены которой стояли за создание массовой литературы революционного романтизма.

Бестужев смело касался гражданских тем, нападал на общественные пороки и даже на власть. Его «Подражание первой сатире Буало» (1819) было запрещено цензурой и не печаталось при жизни автора. В 1824 – 1825 годах взгляды Бестужева стремительно развивались в революционном направлении. В его произведениях выдвинулась на первый план пропаганда самобытности, гражданской активности и общественной заостренности литературы. Но после подавления мятежа творчество Бестужева вступило в новую фазу – в нем зазвучали лирические мотивы. Поэтическое дарование Александра Александровича особенно широко развернулось в Сибири – он получил шумное признание современников. В произведениях, созданных в Сибири и на Кавказе – «К облаку», «Не разбит, не расколот» – усилен личностный элемент и при этом – общественное осмысление личного опыта. Павел Иванович Колошин (1799–1854) – он словно дополняет раннего А. А. Бестужева. Послание П. И. Колошина «К артельным друзьям» 1817 года проникнуто вольнолюбивыми настроениями, патриотизмом. При этом Колошин чуждается «витийственности» и чрезмерной патетики. Успех Колошина в том, что он сумел передать героическое содержание сильным, серьезным и вместе с тем разговорно-непринужденным слогом.

Николай Алексеевич Чижов (1803–1848) – морской офицер. Наиболее интересны стихотворения, созданные в Сибири, хотя он писал стихи и до восстания 14 декабря. Подобно «последекабрьской» лирике Бестужева, в стихах Чижова преобладает субъективно-лирическая тематика. Одно из лучших лирических стихотворений Чижова – «Журавли», баллады «Нуча» и «Воздушная дева». Значительное место в поздней поэзии Чижова занимают сибирские темы, мотивы якутского фольклора.

Гавриил Степанович Батеньков (1793–1863) – видный деятель Северного общества. Для его поэзии

характерна сильная связь с классицизмом и некоторая архаичность. В своем крупнейшем произведении – «Тюремной песни» – Г. С. Батеньков восторженно славит беспредельность природных и духовных богатств России. Лучшее из написанного Батеньковым – созданное в 1827 году в крепости Свартгольм (на каторге) стихотворение «Одичалый».

Александр Петрович Барятинский.  Особое место среди других поэтов-декабристов занимает Александр Петрович (1799 –1844), личный друг П. И. Пестеля, который, будучи поклонником классической французской поэзии, писал стихи по-французски. Наиболее значительные его произведения – дошедшая до нас в виде черновых набросков атеистическая поэма о боге (1825) и созданные в Петропавловской крепости в 1826 году «Тюремные стансы».

Поэты-декабристы своим творчеством создали в молчавшем обществе особую атмосферу, ввели понятие общественного мнения, привнесли в поэзию высокий строй мысли, высокие жизненные идеалы, двинули русскую общественную волну развития русской публицистики. Ссылка и каторга помогли выжившим сохранить человеческий тип достойных людей своей эпохи.

Эксперт встречи – Дахаева Р. М. рассказала аудитории школьников о важности стремления к расширению своего творческого кругозора, об истории создания произведений, некоторые из которых она впоследствии и продекламировала.

Завершительным этапом встречи послужило знакомство участников с произведениями, посвященными поэтам-декабристам, которые были зачитаны организатором встречи – Азиевой Любовью Махарбиевной:

А. С. Пушкин

  В СИБИРЬ

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Аександр Иванович Одоевский. Струн вещих пламенные звуки…», которым он от лица всех ссыльных декабристов ответил Пушкину на его послание   «В Сибирь»:

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки,

 И — лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард!- цепями,

Своей судьбой гордимся мы,

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями.

 Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Соберётся под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей

 И пламя вновь зажжем свободы!

 Она нагрянет на царей,

И радостно вздохнут народы!