«5 декабря — День начала контрнаступления советских войск под Москвой»

    Сражение за Москву является крупнейшим сражением Второй Мировой войны. В общей сложности с обеих сторон в нем участвовало более 7 млн человек. Оно является крупнейшим не только по числу участников, но также и по величине потерь Красной Армии. В этой битве выделяют два этапа: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941 г.) и наступательный, состоящих из контрнаступления (5 декабря 1941 г. — 7 января 1942 г.).

      Битва под Москвой не зря занимает особое место среди крупнейших событий Великой Отечественной войны. В декабре 1941 года на подступах к столице хваленая гитлеровская армия, за два года катком прошедшая по всей Европе, в первый раз потерпела серьезное поражение, заставившее ее начать отступление. С захватом Москвы Гитлер связывал решающий успех в войне с Советским Союзом. Разработанный в сентябре 1941 года немецким командованием план «Тайфун» предусматривал захват столицы нашей Родины группой армии «Центр».  Сражение за Москву фактически началось с первого дня войны. И первыми «стояли на смерть» под Москвой все 715 погранзастав Народного Комиссариата Внутренних Дел (НКВД), из которых ни одна не оставила без приказа занимаемые рубежи.

4 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял Постановление «О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения». За годы Великой Отечественной войны было сформировано 648 дивизий, из них в 1941 году — 419. Всего было сформировано 37 дивизий народного ополчения.

В Москве более 100 тыс. человек записались в дивизии народного ополчения, а 250 тыс. москвичей, в основном женщины и подростки, копали противотанковые рвы.

В 8-ю Краснопресненскую дивизию народного ополчения входило 7 тысяч человек, в первую неделю формирования в нее вступило 1065 человек из МГУ, в том числе 158 физиков.

На Москву двигалась орда, включающая 1,8 млн человек, около 1390 — (50%) самолётов, задействованных на советско-германском фронте, 14000 орудий и минометов (33%), 1700 танков (75%).

К началу декабря наступление немецких войск выдохлось, немецкое командование исчерпало все свои резервы и стало переходить к обороне. Командующий немецкой 2-й танковой армией Гудериан был вынужден признать, что наступление группы армий «Центр» на Москву провалилось, в то же время главнокомандующий группы армий «Центр» фельдмаршал Бок утверждал о невозможности сосредоточения советских войск для перехода в контрнаступление. Именно этот момент выбрало советское командование для нанесения контрудара.

Замысел заключался в одновременном разгроме наиболее опасных ударных группировок войск группы армий «Центр», угрожавших Москве с севера и юга. Уже в ходе развернувшегося контрнаступления Ставка определила его дальнейшую цель: нанести поражение всей группе армий «Центр». 5 декабря в контрнаступление перешел Калининский фронт (командующий генерал-полковник Иван Конев), 6 декабря — Западный фронт (командующий генерал армии Георгий Жуков) и правое крыло Юго-Западного фронта (командующий маршал Советского Союза Семен Тимошенко). Также в операции участвовал вновь созданный Брянский фронт (командующий генерал-полковник Яков Черевиченко). 

 Бои с самого начала приняли ожесточённый характер, советская армия преодолела сопротивление немецких войск и нанесла им поражение. 8 декабря 1941 года Адольф Гитлер был вынужден подписать директиву № 39 о переходе к обороне на всём протяжении советско-германского фронта.

В битве под Москвой немецкая армия потеряла около полумиллиона солдат и офицеров, не менее 1250 танков, 2,5 тыс. орудий, военных автомобилей.

В результате советского контрнаступления под Москвой произошло важнейшее событие – впервые во Второй мировой войне, непобедимая немецко-фашисткая армада была остановлена, а затем потерпела поражение.

Немецкие войска были отброшены от советской столицы на 100-250 километров, а главное пришло понимание того, что советский народ устоял и победит.

ДОПОЛНЕНИЕ.     Это надо знать и помнить…

15 октября диверсанты распустили в Москве слухи о прорыве немецких танков на окраины Москвы и об обреченности Москвы.

Это обусловило возникновение паники в столице 16 октября. В этот день в Москве впервые не работало метро. Мародеры начали грабежи, паникеры бросились выходить из Москвы. На выходе из города по указанию И.В. Сталина были выставлены пулеметные заслоны, прекратившие паническое бегство. В тот же день (16.10.1941) Сталин заявил, что остается в Москве, и принял решение о проведении парада 7 ноября. Государственный Комитет Обороны принял Постановление «О введении осадного положения в г. Москве и прилегающих к городу районах». Осадное положение вводилось с 20 октября 1941 года.

Ответственность за оборону на рубежах 100-120 км возлагалась на командующего Западным фронтом генерала армии Г.К. Жукова, а на ближайших подступах на командующего МВО генерал-лейтенанта П.А. Артемьева. В первые сутки после введения осадного положения было задержано 1530 человек, их них 7 осуждены, 12 расстреляны, 1375 человек отправлены в маршевые части.

21 октября в Москве началось строительство огневых точек и баррикад на улицах, площадях и зданиях города. Создавались три оборонительных рубежа: первый — по окраинам города вдоль Окружной железной дороги, второй — по Садовому кольцу, третий — по Бульварному кольцу и реке Москва.

6 ноября в 18.00 по всем радиостанциям Советского Союза началась трансляция «торжественного заседания Московского Совета с представителями трудящихся Москвы и доблестной Красной Армии, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской революции». Заседание происходило на станции метро «Маяковская». (29 октября в здание Большого театра, где обычно происходили подобные мероприятия, попала бомба). В этот день более 250 вражеских самолетов в течение пяти часов пытались сорвать празднование годовщины Великого Октября. Было сбито 34 самолета. Ни один самолет врага не прорвался в город.

В ходе обсуждения подготовки к параду 7 ноября 1941 года возник вопрос: «Что делать, если вражеская авиация сможет прорваться в город и начнется бомбежка парада?» Верховный Главнокомандующий сказал: «Парад продолжать в любом случае. На Васильевском спуске предусмотреть дополнительное количество машин скорой помощи».

 7 ноября 1941 года состоялся парад военный, посвященный 24 годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции. В отличие от довоенных парадов с речью выступил не принимающий парад — маршал С.М. Буденный, а Председатель Государственного Комитета Обороны Народный Комиссар Обороны товарищ И.В. Сталин, который выразил твердую убежденность, что «дух великого Ленина и его победоносное знамя» приведут советский народ к Победе. Имя В.И. Ленина четыре раз было упомянуто в краткой речи.

Кинооператорам не удалось сделать запись речи И.В. Сталина. Удивительно, но никто из виновных не был расстрелян за допущенную преступную халатность. В Кремле был сооружен фрагмент Мавзолея, на котором Сталин был вынужден (дважды) повторить свою речь.

 Основную массу участников парада составляли части, выдвигающиеся к Москве. В них проводилась усиленная строевая подготовка, необходимость которой объясняли желанием продемонстрировать москвичам высокую выучку частей, отправляемых на фронт. Командующий парадом генерал П.А. Артемьев сообщил командирам частей об истинной цели такой подготовки 6 ноября в 23.00.

В это невозможно поверить, но участники парада проходили по площади в полном походно-фронтовом снаряжении. У пехотинцев были не только винтовки, автоматы, противотанковые ружья, но и подсумки с патронами, у каждого по две ручных гранаты, у каждого пятого — фляга со спиртом. Они уходили на передовую…

Парад явился демонстрацией силы, готовности к борьбе до победы, вселил в массы уверенность в неизбежности победы. Армию готовили к наступлению.

 В Красной Поляне (32 км от Кремля) 24 ноября появились немецкие дальнобойные пушки. 1 декабря была предпринята попытка прорваться к Москве в районе Апрелевки.

24 ноября были взорваны водоспускные сооружения Истринского, Иваньковского водохранилищ и водохранилищ канала имени Москвы. По воспоминаниям маршала Шапошникова «в результате чего образовался водяной поток высотой до 2,5 м на протяжении до 50 км к югу от водохранилища. Попытки немцев закрыть водоспуски успехом не увенчались». Падение уровня воды в водохранилищах сделало их труднопроходимыми. Операция была сверхсекретной, местные жители не оповещались, поэтому был затоплен вместе с их жителями ряд населенных пунктов.

26 ноября 1941 года немецкие мотоциклисты прорвались через мост Клязьминского водохранилища (Это Химки!), но были уничтожены.

 Так называемые «сибирские дивизии», которые сыграли решающую роль в защите Москвы, были отправлены с Дальневосточного фронта. Командующий Дальневосточным фронтом генерал армии Иосиф Родионович Апанасенко отправил в Москву 18 полностью укомплектованных кадровых дивизий (с вооружением и боеприпасами) из 19, которые были в его подчинении, а затем сформировал и отправил еще 4.

Все воины дивизий были великолепно обучены и вооружены. Для восполнения убывающих воинов сталинский винтик Апанасенко по собственной инициативе провел скрытую мобилизацию на Дальнем Востоке, восполняя новыми дивизиями убывшие. Таким образом, японцам противостоял неизменный по численности Дальневосточный фронт. Органы НКВД для прикрытия мероприятий по переброски войск разработали спецоперацию, в ходе которой распространялись слухи о «сибирских дивизиях», перебрасываемых из Сибири. Операция значительно осложнила отношения Германии и Японии: Германия утверждала, что войска снимаются с Дальневосточного фронта (Германия была права), Япония приводила данные, что численность фронта не изменяется, и тоже была права!

 В ходе Битвы за Москву гитлеровские военные трибуналы за дезертирство и самовольный отход осудили более 60 тыс. солдат и офицеров.

Тот, кто не был расстрелян, направлялся в штрафные части, подобные части появились в Советском Союзе только через полгода.

Во время Битвы за Москву метрополитен выполнял не только функцию бомбоубежища. На станциях метро располагались библиотеки, магазины, парикмахерские. За годы войны в метро родились 217 детей.

Гони немца на мороз! Такова была суть секретного приказа Сталина о сожжении населенных пунктов на оккупированной территории. Захватчики должны были «отдыхать» на морозе и пепелищах. Для реализации этого плана десятки диверсионных групп были заброшены в тыл врага. Участницей одной из таких диверсионных групп была Зоя Космодемьянская, первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны.

Победа под Москвой досталась страшной ценой. Оценки наших потерь таковы: 1 806 123 чел., из них 926 244 человека — убитыми и пленными (есть и большие цифры), 4 171 танков и САУ, 983 боевых самолета, 24 478 орудий и минометов.