Лекция «Женщины-летчицы»

В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии, наравне с мужчинами, сражалось около 600 000 женщин.   Свыше 90 из них были удостоены звания Герой Советского Союза, более 100 000 награждены орденами и медалями. О том, какие тяготы и лишения приходилось преодолевать женщинам, принимавшим участие в боевых баталиях Великой Отечественной войны и какими славными военными подвигами они обессмертили свои имена, 21 ноября 2023 года, в ходе проведенной лекции рассказала посетителям научный сотрудник Мемориального комплекса Славы им. А. А. Кадырова – Шайхиева Э. А.

Открывая встречу,  лектор отметила, что в списке женщин-Героев Советского Союза немалое число составляют летчицы — 35 награжденных, больше трети.  Среди них трое — Марина Раскова, Полина Осипенко и Валентина Гризодубова — удостоились этого звания еще до войны. А Екатерина Зеленко стала Героем Советского Союза посмертно и только через полвека после героической гибели: высокую награду ей присвоили одновременно с Екатериной Деминой. Хотя свой подвиг старший лейтенант Зеленко совершила в начале войны, 12 сентября 1941 года, став первой в мире женщиной-пилотом, пошедшей на таран вражеского самолета! Причем сделала она это не на истребителе, а на ближнем бомбардировщике Су-2 — самолете, мало приспособленном к таранным ударам. Но Екатерина Зеленко, которая еще в 1933 году стала одной из шести первых девушек-летчиц в советских ВВС, всегда умела добиваться своего и доводить дело до конца.

Не все женщины принимали непосредственное участие в боевых действиях. Многие проходили службу в различных тыловых службах: хозяйственных, медицинских, штабных и так далее. Тем не менее, значительное число их непосредственно участвовало в боевых действиях. При этом, спектр деятельности женщин — воинов был довольно разнообразен: они принимали участие в рейдах разведывательно-диверсионных групп и партизанских отрядов, были санинструкторами, связистками, зенитчицами, снайперами, пулемётчицами, водителями автомобилей и танков. Много женщин было и в авиации: лётчицы, штурманы, стрелки — радисты, вооруженцы…

При этом, женщины — авиаторы сражались как в составах обычных «мужских» авиационных полков, так и отдельных «женских».

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в начале октября 1941 года, прославленная лётчица Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова лично обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить ей сформировать женский авиационный полк. Её просьба была удовлетворена. Но желающих оказалось столько, что было решено сформировать не один, а сразу 3 женских авиаполка.

Раскова Марина Михайловна — с 1932 года работала в аэронавигационной лаборатории Военно — Воздушной Академии. По окончании Ленинградского института Гражданского Воздушного Флота в 1934 году стала штурманом. Участвовала в полётах на большие расстояния. 24 — 25 сентября 1938 года вместе с В. С. Гризодубовой и П. Д. Осипенко совершила беспосадочный перелёт Москва — Комсомольск-на-Амуре на самолёте «Родина». Во время Великой Отечественной войны командовала бомбардировочным полком. Погибла в авиационной катастрофе. Похоронена в Кремлёвской стене. Её имя присвоено 125-му Гвардейскому бомбардировочному авиаполку, Тамбовскому ВВАУЛ, пассажирскому теплоходу на Волге. Автор книги «Записки штурмана».

Добровольцев набирали через аэроклубы, партийные и комсомольские организации.

В женские авиаполки вступали лётчицы Гражданского Воздушного Флота и аэроклубов Осоавиахима. Многие из них обладали хорошей техникой пилотирования. Штурманами и техниками стали студентки вузов и техникумов, работницы фабрик и заводов. Девушек имевших техническое образование определяли на должности авиамехаников по вооружению, приборам и эксплуатации.

Женские авиаполки получили наименования: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной лёгкобомбардировочный.

Во второй половине октября 1941 года лётчицы выехали из Москвы в город Энгельс. Здесь в течение нескольких месяцев они осваивали самолёты новых конструкций, овладевали мастерством воздушного боя, техникой бомбометания и поражения вражеских целей.

Командиром 586-го истребительного авиаполка стала одна из старейших лётчиц страны майор Тамара Александровна Казаринова  ( в конце 1942 года из-за болезни её сменил на этом посту подполковник А. В. Гриднев ). Полк получил на вооружение совершенный по тому времени истребитель Як-1, а затем и другие улучшенные модели самолётов конструкции А. С. Яковлева.

Казаринова Тамара Александровна — В 1933 году окончила Кичинскую военную авиационную школу. В 1936 году уже была командиром авиационной эскадрильи ( тогда ещё не женского, а обычного боевого полка ). Лётные дела в подразделении шли столь успешно, что в 1936 году её наградили орденом Ленина. Тогда это была высшая награда. До своего ранения в 1942 году, командовала 586-м женским истребительным авиационным полком.

Майор М. М. Раскова стала командиром 587-го бомбардировочного авиаполка, на вооружении которого находился новейший, по тем временам, пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструкции В. М. Петлякова.

Многие женщины — лётчицы сражались в составе обычных «мужских» авиационных полков. Так, Герой Советского Союза Тамара Фёдоровна Константинова — в 999-м штурмовом, а Герой Советского Союза Анна Александровна Тимофеева ( Егорова ) — в 805-м штурмовом

В завершение встречи лектор подчеркнула, что таким образом, советские женщины — лётчицы, сражавшиеся практически во всех видах авиации (истребительной, штурмовой, бомбардировочной), внесли свой весомый вклад в дело достижения Великой Победы над врагом.