Одним из важных направлений государственной политики России стало предупреждение коррупции. Коррупция в сфере образования представляет собой угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Данный вид коррупции чрезвычайно опасен потому, что образовательная система ежегодно пополняет сферы управления и отрасли народного хозяйства нашего государства дипломированными специалистами, реальный уровень знаний, навыков и умений которых может быть существенно искажен коррупционными проявлениями. Об этом и многом другом 12 сентября 2023 года рассказала посетителям Мусаева А. – сотрудник научного отдела Мемориального комплекса Славы им. А. А.Кадырова в ходе состоявшейся лекции на данную тему.
В начале лекции речь зашла о разнообразных формах коррупции, которые постоянно видоизменяются и совершенствуются.
Наиболее распространенные формы коррупционных и экономических преступлений в образовании:
1. Нецелевое использование и хищение бюджетных средств.
2. Злоупотребление и превышение должностных полномочий.
3.Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
4. Получение и дача взятки.
5. Изготовление и сбыт поддельных документов об образовании.
6. Использование заведомо подложных дипломов о высшем образовании.
7. Совмещение государственной и муниципальной службы с учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях.
Российские государственные образовательные и научные учреждения владеют изрядной недвижимостью – земля, здания, инфраструктура. Всевозможные действия различных должностных лиц, направленные на незаконное использование данного имущества в собственных корыстных интересах (аренда, приватизация, продажа, присвоение вырученных средств и т.д.) составляют основу данного вида преступлений.
ВЗЯТКА:
Взятки в образовании устойчиво являются практически универсальной массовой технологией для решения практически любых вопросов. Взятки берут и дают за все: за устройство ребенка в детский сад (школу, вуз); за хорошую оценку; за «особое» отношение к ребенку и т.п. Завуалированной формой взятки выступают: плата за репетиторство; приобретение учебных пособий, оборудования; подарки ко всевозможным праздникам и на день рождения; оказание трудовых услуг; оказание сексуальных услуг.
Преступниками выстраиваются целые схемы запутанных взаимоотношений с участием образовательных учреждений и не только, позволяющие извлекать личную выгоду путем мошеннических действий. К одному из видов мошенничества относится, например, создание фиктивного коммерческого (негосударственного) образовательного учреждения, которое существуют только «на бумаге», а на практике не ведет никакой образовательной деятельности. По сути, осуществляется та же самая торговля дипломами, но растянутая по времени. «Студент» (клиент) в данном случае просто оплачивает будто-бы за учебу в этом вузе, хотя не посещает никаких занятий и не сдает экзаменов.
Значительные коррупционные поступления обеспечивает торговля документами об образовании (дипломами, аттестатами, справками) и данными в них. За определенную сумму можно получить практически любой документ об образовании с любыми данными в нем. В России по данным Рособрнадзора ежегодно покупается до 500 тыс.дипломов о высшем образовании, в том числе около 100 тыс. с так называемой «проводкой».
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что коррупция в образовании — негативное социально-правовое явление, существующее в общественных отношениях в сфере образования и заключающееся в противоправном использовании должностного положения, статуса участниками отношений в сфере образования в целях извлечения …