Лекция «Религиозные учения и жизненный путь Шейха Баматгери-Хаджи (Iовды)»

Историки раздумывают и даже спорят, как правильнее писать имя легендарной личности: Баматгирей-Хаджи Митаев или Баматгири-Хаджи либо Баммат-Гирей-Хаджи… Основатель одного из зикристских вирдов, последователь шейха Кунта-Хаджи Кишиева и зачинателя кадирийского (зикристского) движения оставил после себя не просто яркий след. Пожалуй, это одна из самых притягательных личностей в истории становления ислама на Кавказе. 11 сентября 2023 года, в рамках рубрики «Праведники», для обучающихся Гимназии №3 г. Грозный, старшим научным сотрудником Мемориального комплекса Славы им. А. А. Кадырова Дураевой Х. была организована лекция, посвященная Шейху Баматгери – Хаджи, его жизненному пути и религиозным учениям.

Шейх Бамат-Гирей-Хаджи (1овда) Митаев гуно по тейпу, родом из села Автуры, является одним из почитаемых авлия в истории Чеченской Республики конца 19 – начала 20 веков. Считается, что он родился в 1838 году. Его отцом был Мит1а, а дедом Анзор. До сих пор участок земли, находящийся между селами Автуры и Сержень-Юрт, носит имя Анзор-к1отар. Он был собственностью Анзора.

Его очень рано проявившийся интерес к Исламу и религиозным учениям привлекал к себе внимание окружающих. Однажды мимо сельского кладбища проходили богословы, среди которых был и шейх Кунта-Хаджи. Он, увидев мальчика, стоящего прислонившись ухом к надмогильной плите, спросил своих соратников: «Вы не знаете, что делает этот мальчик?» Получив их ответ на свой вопрос, он высказал свое мнение: «Он непросто так стоит там, он слышит то, чего не смогут понять другие. И это дано не многим». Однако сам Баматгири-Хаджи не стремился высветиться в народе. Но шейх Кунта-Хаджи знал уже тогда о его способностях. Баматгири-Хаджи был человеком весьма скромного нрава и жил он очень скромно. Кунта-Хаджи стал его духовным наставником.
          Получив от своего устаза должные религиозные знания и необходимые наставления в распространении кадарийского тариката, Баматгири-Хаджи стал проповедовать мусульманскую религию. Делал он это мягко, не навязывая силой, а донося истину через добрословие. Следует отметить, что сам Iовда (так его называли и по сей день называют в народе) был прилежным учеником, и более того, надежным товарищем. Это качество очень ценилось в нем его учителем. К Баматгири-Хаджи обращались многие с разными просьбами. И в решениях каждого из вопросов, он, как и свой устаз, призывал действовать обдуманно, не оставляя никаких тяжелых последствий. В 1873г. он совершает паломничество в Мекку. После этого он принимается за углубленное изучение Корана.
          В уединении (халбате) Iовда провел шесть лет и шесть месяцев, очищая свою душу и тело от всего, что могло бы навлечь на него немилость Аллаха. Пять трудных лет он проводит в ссылке, в Калуге, обвиненный в стремлении настроить вайнахов против власти. С ним в ссылку отправили видных религиозных деятелей, среди которых был Докку-Шейха из Толстой-Юрта. Баматгири-Хаджи часто говорил ему, что появились они на этот свет в один день и в один день они покинут этот мир. Так и произошло. Тринадцатого сентября 1914г. вдали от родной земли скончался один из известных в Чечне и Дагестане религиозных деятелей. И в тот же день у себя дома в с.Толстой-Юрт умер Докку-Шейх, как того предсказал Iовда. В родном селении в Автурах над могилой шейха Баматгири-Хаджи построена святыня (зиярт), к которой приходят люди, ищущие приближения к Аллаху и просящие у Него милости, благоденствия, здоровья.