Наличие социально–культурных институтов в современном обществе явление абсолютно естественное, так как в настоящее время невозможно представить современное общество без них. Одним из таких социальных–культурных институтов является музей – научно-исследовательское или научно-просветительское неизменно действующее, некоммерческое учреждение, целью которого является служение обществу и оказание содействия в его развитии. О специфике деятельности музеев и их значении в культурной и исторической среде, 23 июня 2023 года в Мемориальном комплексе Славы им. А. А. Кадырова рассказала слушателям научный сотрудник Берснукаева З.
В первую очередь, лектор пояснила, что включает в себя это понятие. Ведь музей — это учреждение, которое доступно широкой публике, занимающееся не только исследованием, хранением, но и популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеческой жизни и среде его обитания в целях изучения, образования и удовлетворения духовных потребностей. Музей является неотделимым элементом культурного пространства, так как человек находится в непрерывных отношениях с миром и с его вещами. Из этого следует, что музей – особая сфера культуры, основой для формирования духовных ценностей в которой служат предметные следствия человеческой деятельности. Музей как социально–культурный институт учреждает и согласовывает деятельность общества по сохранению памятников прошлых эпох и передаче имеющихся сведений о них, без наличия данного социально–культурного института настоящая деятельность имела бы, возможно, обособленный, нелогичный и неустойчивый характер. Из истории известно, что деятельность музеев зародилась на заре античности и в первую очередь была призвана проводить государственную идеологию. Музеям предписывалось быть собирателями, накопителями и распространителями информации, которая была связанна с общественной и естественной историей конкретной страны или территории. В свою очередь государство выделяло музеям часть своих финансовых ресурсов.
Вместе с тем, возникновение музейной деятельности было определено поисками связующего звена между теоретическим и эмпирическим знанием об окружающей реальности. В целом условия зарождения музейной деятельности являлись общими для всех его исторических форм. А также, были определены потребностью, как в этнической, так и в социальной и национальной самоидентификации общества.
Современное общество становится свидетелями того, как активно музей внедряется в жизнь социума, давая возможность любому индивидууму принять активное участие в его деятельности при помощи инновационных форм музейной работы. Исходя из этого, можно сказать, что современные музеи в отличие от, других учреждений культуры, более направлен на самоидентификации личности в социальном пространстве. Основная задача музея как социально–культурного института заключается в передаче накопленных знаний будущим поколениям, с помощью коммуникации и личностного взаимодействия музейных посетителей.
Интеграция современной жизни все чаще вынуждает музеи пересмотреть и обновить методы своей деятельности, благодаря чему, исходя от общественных запросов, музеи понемногу становятся общественно–культурными центрами, характерными инструментами взаимодействия среди представителей различных культур и социальных слоев, разных народов и стран, осуществляя регулятивную и интегративную функции [7]. На данный момент роль музея как социально–культурного института в обществе существенно возрастает, подтверждением этому служит как увеличение количества музеев во всем мире, так и повышение интереса со стороны общества. Музей становится активным участником не только культурных и национальных, но и политических процессов.
Причиной этому служит то, что в современном социуме музей является практически единственным учреждением культуры, который способен не только удержать в своих стенах память о прошлом, сохранить культурное наследие, но и решить проблему приспособления человека к новым условиям жизни. Невзирая на все нынешние непростые финансовые условия, музей продолжает осуществлять свои уже устоявшиеся функции, удовлетворяя важные социальные потребности, как в воспитании, так и в становлении личности посредством сохранения и применения предметов настоящего мира как элементов исторической памяти.
Резюмируя все вышесказанное, лектор напомнила о том, что музейная деятельность занимает особое место в системе производства и распространения социально ориентированных ценностей, поскольку самое основное свойство музея – быть выразителем духа времени.