С 2019 года на территории Российской Федерации, в рамках национального проекта «Культура», реализуется программа «Волонтеры культуры», направленная на поддержку добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации. С учетом особой значимости воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданственности, желания служения на благо Отечества и ответственности за его судьбу, 14 июня 2023 года в ГБУ «Мемориальный комплекс Славы им. А.А. Кадырова» прошло мероприятие, приуроченное к Всероссийской акции «События немирной жизни». Акция, направленная на сохранение и популяризацию памятных мест военной истории России, мемориалов и памятников с участием волонтерских сообществ в сфере культуры.
В рамках акции на территории Мемориального комплекса Славы им. А. А. Кадырова лектором- экскурсоводом Товсултановой А. была организована экскурсия «История танка Т-34».
В ходе экскурсии лектор рассказала о том, что 19 декабря 1939 года, на вооружение Красной Армии была принята легендарная «тридцатьчетверка». ТАСС — об истории ее создания, технических возможностях и достоинствах, которые позволили этой машине стать лучшей.
По данным Минобороны России, Т-34 считается лучшим танком своего времени, им установлено «десятки рекордов». Это самый массовый выпуск в СССР боевых машин: с 1940 по 1945 год шесть советских заводов выпустили 58 681 танк. Это абсолютный, никем не побитый рекорд в мировом танкостроении.
Самый известный советский танк был разработан силами специалистов конструкторского бюро танкового отдела Харьковского завода №183 под руководством талантливейшего инженера конструктора Михаила Ильича Кошкина.
В марте 1940 года Кошкин принял личное участие в пробеге-испытании на опытных «тридцать четвертых». Два танка своим ходом прошли по маршруту Харьков – Москва и добрались до Кремля, где руководству страны был устроен показ новых машин. Пробег, проходивший в тяжелых условиях и при повышенной секретности, стоил Михаилу Кошкину жизни – конструктор простудил легкие и в скором времени скончался, не дожив до боевого триумфа своего детища.
Первые танки Т-34 в декабре 1941 года на Уралвагонзаводе (в годы войны − Уральский танковый завод, УТЗ) были собраны из узлов, прибывших из Харькова во время эвакуации. В январе 1942 года в цехах УТЗ организуются поточные линии. Это позволяет увеличить выпуск танков – за сутки собирали для фронта целый эшелон в 25-30 машин. По мощности в течение четырех военных лет тагильский завод оказался равен всем прочим производителям «тридцатьчетверок» и превзошел в выпуске массовых средних танков все вместе взятые заводы Рейха.
Производство Т-34 на Сталинградском тракторном заводе не останавливалось даже в ходе знаменитой битвы за Сталинград. Завод был одной из важнейших целей противника, и на него были брошены все силы. Под бомбежками и обстрелами, среди обломков и огня заводчане продолжали собирать и ремонтировать танки до момента, когда линия фронта подошла вплотную к цехам. Танки прямо с конвейера шли в бой, а управляли ими часто сами рабочие завода.
Т-34 стал одним из главных символов Второй мировой войны и самым массовым памятником воинской доблести – сотни «тридцатьчетверок» стоят на постаментах и в музеях по всему миру как напоминание о победе русской инженерной мысли и русского оружия. Невероятный факт: давным-давно «музеефицированные» Т-34 можно завести и заставить передвигаться своим ходом. Такие случаи были зафиксированы в Венгрии, Израиле и даже в Австралии. И, конечно, «тридцатьчетверка» занимает почетное место в парадах Победы, обычно открывая шествие тяжелой техники.
По завершении экскурсии волонтерами культуры, музейными работниками и активистами патриотического клуба «Ахмат» был проведен субботник по благоустройству прилегающей территории памятника регионального значения Танка Т-34.