В годы Великой Отечественной войны объёмы грузоперевозок, осуществлённых военными автомобилистами, превысили уровень в 100 млн тонн. Автомашины использовались для буксировки артиллерийских орудий, снабженческих и санитарных перевозок, передвижения реактивных установок. 29 мая 2023 года состоялось выездное мероприятие — Урок Мужества для студентов Мичуринского строительного колледжа. Тема урока «29 мая День военного автомобилиста. Подвиг автомобилистов блокадного Ленинграда». Организатором данного мероприятия является научный сотрудник Мемориального комплекса Славы им. А. А. Кадырова — Азиева Л.М.
Любовь Махарбиевна рассказала студентам о том, что дата этого праздника была выбрана не случайно. Именно 29 мая 1910 года в русской армии была сформирована первая учебная автомобильная рота. Настоящий подвиг совершили автомобилисты, осуществлявшие ежедневные маршруты по Дороге жизни, которая обеспечивала снабжение блокадного Ленинграда. Основной рабочей лошадкой Дороги жизни, которая периодически меняла линию маршрута была знаменитая «полуторка» — ГАЗ-АА – грузовик Горьковского автозавода. Военные автомобилисты, не щадя жизни, выполняли, казалось бы, самые невыполнимые задания, внося свой неоценимый вклад в Великую Победу. Единственной транспортной магистралью, связывающей блокадный город с «Большой землей», была военная трасса № 101. Она, проходящая через Ладожское озеро, миллионам людей известна как Дорога жизни.
В тяжелейших условиях, рискуя жизнью, водители совершали по несколько челночных выездов в день, доставляя в осажденный город продовольствие, топливо и боеприпасы. 22 ноября 1941 на лед Ладожского озера выехала первая колонна из 60 грузовиков ГАЗ-АА — свою работу начала Дорога жизни. «Каждая полуторная машина везет продовольствие на 10 тыс. пайков, на 10 тыс. человек. Водитель, спасай эти жизни!» — такая табличка встречала каждого водителя, съезжающего на лед ладожской Дороги жизни.
Мысль об этом гнала вперед почти 5 тыс. шоферов, обслуживавших трассу, на протяжении двух зим ее работы. Водители, чтобы не уснуть в дороге, подвешивали к стенке кабины котелок, который гремел и бил по голове.
За каждые сто тонн, провезенных через Ладогу, водитель рисовал на капоте машины звездочку, как летчики за сбитый самолет. В историю блокады Ленинграда вписаны сотни имен и подвигов водителей-красноармейцев.
После того как вокруг Ленинграда в сентябре 1941 года сомкнулось блокадное кольцо, воды Ладожского озера оставались единственной транспортной артерией (кроме воздушной), по которой еще осуществлялось снабжение миллионного города.
Суда Ладожской флотилии, несмотря на обстрелы, курсировали по нему ежедневно. Однако было очевидно, что как только на озере встанет лед, сообщение с городом прервется.
Чтобы не допустить этого, решено было реализовать казавшееся почти невозможным, работы по подготовке ледовой трассы, которая очень скоро станет известна в Ленинграде и за его пределами, как Дорога жизни.
Всего за самую страшную блокадную зиму 1941–1942 годов работавшие на Дороге жизни водители доставили в Ленинград 361 тыс. т грузов, в том числе 262 тыс. т продовольствия, и вывезли полмиллиона людей — в основном женщин и детей.
Благодаря их работе с 25 декабря в городе норма хлеба по рабочей карточке была увеличена на 100 г, по карточкам служащих иждивенцев и детей — на 75 г. Для некоторых ленинградцев это стало спасением.
Открыли движение по Ладоге легендарные полуторки — маломощные грузовики ГАЗ-АА. В ледяных торосах, на не укатанной еще трассе, они зачастую буксовали. В первое время водитель, сбившийся с пути, рисковал расстаться с жизнью — шансов на то, что в плохой видимости, в метели, а тем более в ночной темноте или утреннем полумраке его хватятся и обнаружат, были невелики. Большинство водителей, заплутавших в первые дни на незнакомой, заснеженной дороге, погибли.
Бензин и антифриз для первых рейсов на «большую землю» были доставлены в город на самолетах. Если машине суждено было погибнуть, драгоценное топливо не должно было пойти вместе с ней под лед, а водителю надо было успеть покинуть кабину.
С тем же расчетом в колонне предписывалось строгое соблюдение стометровой дистанции — на случай, если лёд под впереди идущей машиной не выдержит нагрузки.
Многие из тех, кто благодаря ладожской дороге обрел вторую жизнь, на этом пути стали свидетелями того, как следовавшая за ними или прямо перед ними в колонне машина, с такими же пассажирами, как и они, мгновенно уходила под лед — в особенности при обстрелах.
Помогла спасти Дорога жизни и многие хранившиеся в городе исторические ценности. Так, например, потолочные плафоны, сейчас установленные на станции метро «Новокузнецкая» в Москве, были вывезены из Ленинграда по ладожскому льду.
Почти на протяжении всего пути машины следовали по воде. У самого берега их груз иногда приходилось переносить на руках — подъехать к берегам вплотную толщина льда уже не позволяла. Однако до тех пор, пока оставался шанс доставить в город продовольствие — движение продолжалось. Короткие минуты отдыха ждали водителей только тогда, когда машины в очередной раз загружались.
Дорога жизни продолжала работу до марта 1943 года, всего на ней работали больше 20 тыс. человек. Сколько из них отдали свои жизни, чтобы мог жить Ленинград, точно не известно до сих пор.
На 10-м км Дороги Жизни находится уникальный памятник (единственный в своём роде): памятник «Машине-солдату», или памятник легендарной «полуторке». Напомним, что «полуторкой» называли автомобили ГАЗ-АА, которые доставляли по ледовой дороге топливо и продукты блокадному Ленинграду и действительно считаются символом победы над фашизмом.
В завершение мероприятия, студентам были показаны фрагменты из документального фильма: «Блокада: Железные герои войны».